Разбитый нос, УАЗ и 400 тысяч: после каких аварий лишают прав
Полюбовное решение ситуации с ДТП, даже не очень серьезным, может обернуться для всех участников аварии печальными последствиями. Ничего не подозревающих автомобилистов лишают прав, выписывают штрафы и обязывают выплачивать огромные компенсации потерпевшим, о которых водители даже не подозревали.
В такой ситуации оказались двое москвичей, которые попали в аварию на одной из оживленных улиц в подмосковном городе Видное в прошлом году. Началось все с того, что водитель возвращался домой с охоты на своем УАЗ «Хантер». На перекрестке он остановился на красный сигнал светофора. В этот же момент в него на полном ходу сзади врезался автомобиль такси. Автомобилист на «Хантере» не пострадал, а его машина не получила вообще никаких повреждений. Чего нельзя было сказать о легковом автомобиле такси: капот смяло, от сильного удара сработали подушки безопасности.
Водитель «Хантера» заметил, что на переднем пассажирском месте влетевшего в него автомобиля ехала клиентка такси, но не придал этому значения, поскольку из машины она не выходила. В этот момент рядом проезжал патруль ГИБДД — инспекторы остановились узнать, что произошло. Пострадавших в аварии, казалось бы, не оказалось, таксист полностью признал свою вину. Машина принадлежала ему, а не таксопарку, поэтому виновник был готов ремонтировать имущество за свой счет.
«И тогда инспекторы ГИБДД предложили автомобилистам освободить дорожную часть и побыстрее разъехаться, — рассказал Autonews.ru адвокат владельца УАЗ «Хантер» Дмитрий Миняев. — Так и сказали: чего вы стоите, загораживаете проезд, создаете пробку. И уехали. Важно, что сами автомобилисты ГИБДД не вызывали, экипаж просто оказался рядом, а оформлением аварии инспекторы заняться не захотели. В итоге участники аварии просто разъехались, обменявшись телефонами, не оформив даже Европротокол».
Пассажирка приехала домой, но уже через 15 минут ей пришлось вызывать скорую помощь. Оказалось, что в такси она ехала после ринопластики — операции по изменению формы носа. Кроме того, она прошла в клинике и другие процедуры, среди которых — вживление нитей для подтяжки лица. От удара раскрывшейся подушкой безопасности дома у пациентки разошлись швы.
«Потерпевшая обратилась к медикам, те у нее стали узнавать, что случилось, — объяснил Миняев. — Она сообщила про ДТП, обратилась в полицию, написала заявление в прокуратуру с жалобой на таксиста. Поскольку заказ был оформлен через сервис «Яндекс.Такси», таксиста нашли очень быстро. Тот явился на дачу показаний в ГИБДД и рассказал, что произошло ДТП, в котором он полностью признавал свою вину. Но рассказать о втором участнике ему, конечно же, пришлось. Второго автомобилиста нашли, и владелец УАЗ «Хантер» честно признался, что стал участником ДТП и что авария никак оформлена не была — не было ни расписки, ни Европротокола, ни обращения в службу 112. Сам факт ДТП и то, как машины разъехались, попали в объектив камер видеонаблюдения».
По словам адвоката, такое положение дел дало сотрудникам ГИБДД полное право составить сразу на обоих участников аварии материалы за оставление места ДТП. И, согласно ч.2 ст. 12.27. КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», суд обоих лишил прав на полтора года. Инспекторов, которые разрешили уехать с места аварии, так и не нашли и доказать, что они вообще принимали участие в этой истории, никак не удалось.
«Водители поступили очень опрометчиво, хотя оба оказались совершенно порядочными людьми, — прокомментировал ситуацию адвокат. — Когда сотрудники ГИБДД нашли таксиста, он мог хотя бы сам связаться с другим водителем, который оставил свой номер, составить расписку о ДТП. Это могло дать хоть какие-то шансы переубедить суд, что намерения скрыться у водителей не было».
Пострадавшей же пассажирке такое решение суда дало повод истребовать компенсацию вреда здоровья с обоих автомобилистов уже по гражданскому иску. Летом 2019 г. суд постановил выплатить ей в совокупности 400 тыс. рублей. Поскольку аварию не оформляли, платить будет не страховая виновника, а оба водителя — как владельцы источников повышенной опасности.
«В такой ситуации, и даже когда в аварии нет пострадавших, обязательно нужно фиксировать все произошедшее, — посоветовал Миняев. — Сфотографировать автомобили, позвонить в службу 112, сообщить о факте ДТП, в дежурной части им подсказали бы, куда приезжать. Тогда инспекторы составят протокол, если виновник согласен, укажут этот факт, а если нет — то участников пригласят на группу разбора. Если на этот нет времени, составляйте Европротокол, расписки со всеми данными участников, это по крайней мере обезопасит вас от лишения прав. Если бы эти водители поступили именно так, то ущерб здоровью потерпевшей возмещала бы страховая компания, и гражданский иск последовал бы только в случае, если суммы страховки не хватило».
Особенно важно фиксировать ДТП, если есть пострадавшие. Дело в том, что согласно законодательству, отвечать за нанесенный вред здоровью гражданина будет не только виновник аварии, а все ее участники-автовладельцы.
«Иногда может случиться так: автомобили сталкиваются на дороге, повреждения незначительные, кто-то начинает торопиться, говорить, что претензий никаких нет, что все в порядке и уезжает, — добавил адвокат. — Не ленитесь, заезжайте в ГИБДД, напишите заявление, что был факт ДТП с таким-то автомобилем по такому-то адресу, что претензий у вас нет. Это будет гарантией того, что места ДТП вы не покидали, что вы оставили все свои координаты. Я сам был участником такой ситуации, и на второй день другой участник аварии написал на меня жалобу. Но в итоге виноватым оказался он, поскольку я днем раньше обратился в полицию».