6 новых законов, которые сильно изменят жизнь автомобилистов
В июле завершилась весенняя сессия Государственной Думы. За 57 пленарных заседаний парламентарии рассмотрели 586 законопроектов, 325 из которых приняли в третьем, окончательном чтении. Многие из них напрямую коснутся всех автомобилистов в России — рассказываем про самые главные и объясняем, что именно изменится и когда.
Для борьбы с таким массовым в России явлением, как оформление поддельных диагностических карт без прохождения ТО, процесс техосмотра придется в обязательном порядке фотографировать. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Документ вступит в силу 6 июля 2020 г. — пунктам ТО дали время, чтобы адаптироваться к изменениям.
Ранее предлагали снимать весь процесс на видео, однако позже от этой идеи отказались. Правительство решило ограничиться двумя фотографиями: с начала и завершения прохождения технического осмотра. Изображения будет делать оператор и хранить их в автоматизированной информационной системе техосмотра. А само оформление диагностической карты станет электронным. Документ будет подписывать эксперт, проводивший диагностику автомобиля.
Операторы техосмотра теперь должны подтверждать свое соответствие требованиям аккредитации раз в два года. Важно, что при проверке пункта ТО эксперты оценят, какое количество автомобилей может ежедневно обслуживать каждая станция: выдавать больше талонов, чем это число, не получится.
С 26 июля 2020 г. в России ужесточается административная и уголовная ответственность за нарушения при техническом осмотре.
Штраф для водителей, которые ездят без настоящей диагностической карты, составит 2 тыс. рублей. Применять санкцию можно будет только один раз в сутки, а выявлять такое нарушение будут камеры фотовидеофиксации.
Усилят санкции и для тех, кто проводит техосмотр. Так, за выдачу диагностической карты на автомобиль с неисправностями и за внесение данных об успешном прохождении ТО в систему техосмотра эксперту придется заплатить от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Саму компанию при этом смогут оштрафовать на сумму до 300 тысяч. При повторном нарушении будет применяться уже дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для фирмы.
Также появится административная ответственность за нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра. Штраф для должностных лиц составит от 20 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. рублей.
С 27 июля 2019 г. наказание для пьяных водителей, по вине которых погибли люди, стало аналогичным ответственности за умышленное убийство. Соответствующие поправки были приняты в ст. 264 УК России «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Теперь, если водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения совершил ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, виновника будут ждать принудительные работы сроком до пяти лет (было — до трех лет) либо лишение свободы на срок от трех до семи лет (было — до четырех лет). Если в таком ДТП погиб человек, у суда есть право лишить виновного водителя свободы на срок от пяти до двенадцати лет (было — от двух до семи лет). А в случае смерти двух и более лиц последует лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (было — от четырех до девяти лет).
Председатель ГД Вячеслав Володин назвал такое ужесточение справедливым, поскольку человек не может сесть пьяным за руль, не имея на это умысла.
С 6 августа 2019 г. за непредоставление спешащему на вызов автомобилю скорой помощи преимущества на дороге будет действовать штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (раньше штраф был 500 рублей).
Теперь нарушителя могут также лишить водительских прав на срок от трех месяцев до одного года. А если окажется, что действия водителя нанесли здоровью пациента тяжкий вред, наступит уже уголовная ответственность — вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. В случае смерти пациента виновника могут приговорить к лишению свободы на срок до четырех лет.
Депутаты уравняли в правах бумажные и электронные страховые полисы ОСАГО — каждому договору теперь присваивают уникальный номер для идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса. Новая редакция закона об ОСАГО вступит в силу 29 октября 2019 г.
С этого момента необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты будет полностью исключена. Водителям достаточно предъявить инспекторам ГИБДД распечатанный страховой полис, приобретенный в электронном виде, или информацию о его номере и страховщике, с которым заключен договор. Уникальный номер договора позволит идентифицировать страховщика и проверить, что купленный полис — настоящий. Такое изменение должно защитить водителей от услуг «липовых» страховщиков.
В Российском союзе автостраховщиков объяснили Autonews.ru, что электронные полисы ОСАГО и до этого момента не обязательно было оформлять на бланках. А с 29 октября страховой полис ОСАГО может быть представлен для проверки по требованию сотрудника полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора ОСАГО — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
«Таким образом, обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса с 29 октября исключается, можно будет показать документ в электронном виде», — пояснили в РСА.
Однако автомобилисты приводят многочисленные примеры, когда сотрудников ГИБДД электронные полисы не устраивают. Поэтому на всякий случай лучше возить с собой и бумажный вариант.
С 1 ноября 2019 г. вырастут штрафы за выезд на междугородний маршрут пассажирского или большегрузного транспорта без тахографа. В первую очередь это станет ощутимо для владельцев транспортных компаний. Так, должностные лица, выпустившие на линию транспортное средство с неисправным тахографом или вовсе без этого устройства, заплатят штраф от 7 тыс. до 10 тыс. рублей (ранее закон предусматривал штраф 5–10 тыс. рублей). Индивидуальных предпринимателей оштрафуют на сумму от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, а юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.