Достали из кустов: ГИБДД раскрыла данные о камерах и треногах
Госавтоинспекция опубликовала интерактивную карту, где собрана подробная информация о местах размещения стационарных и передвижных камер фотовидеофиксации.
Чтобы узнать, где находятся комплексы в интересующем автомобилиста регионе, нужно выбрать субъект, а затем на интерактивной карте найти интересующую область. Пока раздел работает в тестовом режиме и подробные данные о камерах доступны не по всем регионам. Но в ГИБДД пообещали, что будут регулярно наполнять раздел актуальной информацией.
В ГУОБДД МВД России также рассказали, что продолжат вносить предложения о размещении комплексов автоматической фотовидеофиксации в очагах аварийности. «Работа, направленная на повышение доступности сведений о профилактике ДТП и их последствий, будет продолжена», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Предполагается, что новый раздел будет полезен и разработчикам навигационных приложений — опубликованные данные им предложили использовать в своей работе. В пресс-службе сервиса «Яндекс.Навигатор» уже подтвердили свою заинтересованность раскрытой ГИБДД информацией, однако подчеркнули, что в первую очередь они ориентируются на информацию от самих автомобилистов.
«Яндекс.Навигатор» узнает о расположении комплексов из различных источников, в том числе от пользователей редактора «Яндекс.Карт» («Народной карты») и водителей, отмечающих камеры в «Навигаторе». Если метку часто подтверждают, информация о ней дополнительно проверяется, после чего закрепляется на карте. Благодаря этому «Яндекс.Навигатору» известно о примерно 20 тыс. камер по всей стране. Опубликованный ГИБДД список изучаем и планируем использовать наряду с другими источниками», — сообщили Autonews.ru в пресс-службе сервиса.
Эксперт в сфере фотовидеофиксации нарушений, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин в беседе с Autonews.ru отметил, что предложенный ГИБДД сервис не сможет выдать максимально актуальную для автомобилистов информацию. Он уверен, что водители продолжат пользоваться данными, которые есть в «Яндекс.Картах» и «Яндекс.Навигаторе», а также радар-детекторами.
«Довольно неудобный интерфейс, сложно понять по карте, где расположены камеры, список адресов тоже мало что дает, — объяснил Ласкин. — Я плохо представляю себе водителя, который перед поездкой специально откроет сайт ГИБДД и по нему будет изучать весь маршрут и записывать, где стоит камера или тренога. Я уверен, что если сравнить все опубликованные ими адреса, то окажется, что водители эти камеры уже отметили на «Яндекс.Картах». Могу по своему опыту сказать, что в любом регионе, где мы просто начинаем монтаж нового комплекса, водители уже ставят свои метки, которые в большинстве случаев верны. А вот конкретные официальные адреса для камер часто имеют очень странный вид. К примеру, ГИБДД иногда не устраивает привязка к ближайшему адресу — ведь есть места, где построек вообще нет. Тогда они просят указывать номер дороги, номер километра и, к примеру, добавить еще +200 м. И полезность от такой информации в целом нулевая. Перечисленные адреса ГИБДД, скорее всего, берет из таких источников, как госконтракты, которые заключаются на годы. Или из списка рекомендованных ГИБДД адресов. За это время и рельеф может поменяться, да и местные инспекторы могут попросить поставить их, к примеру, чуть дальше».
Эксперт считает, что в случае с так называемыми треногами публикация точных адресов ГИБДД не поможет водителям отслеживать, где находится такой комплекс и соблюдены ли все требования к установке. Ведь владельцы камер часто меняют их дислокацию.
«Контракты на установку треног, которые заключают с частниками, иногда просто не имеют конкретных адресов, — уточняет Ласкин. — К примеру, есть условная Кострома, есть шоссе протяженностью 10 км и необходимость установить там 20 камер, подписывается договор, все. А где они будут стоять, в какую сторону смотреть, как часто их будут двигать — этим занимается владелец. Сегодня передвинул на 200 м, завтра — на 1 км. Другое дело — проезжает водитель и ставит метку. Поэтому в контроле за правильностью установки треног нововведение от ГИБДД тоже не поможет. Есть более простые способы: ужесточить контроль и вменить инспекторам ГИБДД во всех регионах совершать регулярные проезды мимо таких треног».
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, напротив, считает, что опубликованные данные будут полезны для водителей, поскольку перечисленные адреса смогут дополнить информацию о камерах в навигационных системах.
«Информацию от ГИБДД подтянут в навигаторы, в карты, в регистраторы и радар-детекторы, и это хорошая новость для водителей, — сказал эксперт Autonews.ru. — Самый главный вопрос в том, как часто будут актуализировать эти данные. Если их просто опубликовали один раз и все, то, конечно, это не поможет. Ведь и стационарные камеры, и тем более треноги часто переносят, перевешивают. Все это надо учитывать. А вот с оспариванием ошибочных штрафов с тех же треног этот сервис, к сожалению, не поможет. У водителя не получится использовать аргумент, что камеры на карте не было, для этого нужны отдельные изменения в законодательстве».
В июне президент Владимир Путин потребовал перестать специально прятать комплексы фиксации нарушений ПДД на опасных участках дорог. «Цель установки камер — снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей, — сказал Путин на заседании Госсовета, посвященном развитию сети автодорог. — Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий — вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф».
В начале июля московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) рассекретил адреса всех дорожных камер в городе. Всего в списке оказалось 2476 комплексов. Причем большая часть камер штрафует не только за скорость: комплексы умеют одновременно следить за движением по выделенным полосам, пересечением сплошной линии разметки, поворотом из чужого ряда, проездом на красный свет и непропуском пешеходов.
Также на Едином транспортном портале опубликована интерактивная карта установленных комплексов фотовидеофиксации. «Все данные открыты для любого пользователя, в том числе и для городских сервисов», — подчеркнули в пресс-службе ЦОДД.
А в конце июня Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выложило в открытый доступ список адресов камер видеофиксации. Кроме того, рассекретили и список передвижных комплексов. Власти Подмосковья объяснили, что такие меры приняли после поручения президента России Владимира Путина.