Дорога смерти: почему на Кутузовском не ставят отбойники
Столичные власти и ГИБДД Москвы объяснили отсутствие отбойников на Кутузовском проспекте и Новом Арбате. Как рассказали Autonews.ru в Госавтоинспекции, в ведомстве провели анализ аварийности на указанных участках улично-дорожной сети и пришли к выводу о необходимости установить там разделительные ограждения.
«В целях повышения безопасности дорожного движения и снижения тяжести последствий при ДТП ведомство инициировало в органы исполнительной власти Москвы предложения по установке разделительных транспортных ограждений, но решений о выполнении данных мероприятий в адрес Управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве до настоящего времени не поступало», — объяснили в ведомстве.
В столичной Госавтоинспекции уточнили, что не могут самостоятельно принимать решения об установке защитных ограждений. Дело в том, что согласно законодательству решение вопросов организации дорожного движения, в том числе проектирование транспортных ограждений на улично-дорожной сети, отнесено к компетенции органов исполнительной власти. В Москве функции по улучшению организации дорожного движения возложены на департамент транспорта.
Однако в дептрансе на вопрос Autonews.ru об установке отбойников сообщили, что их необходимо адресовать в ГБУ «Автомобильные дороги» и Федеральную службу охраны (ФСО). Именно ФСО выступает против установки разделительных ограждений — обе трассы считаются правительственными. По этой причине ФСО имеет право регулировать организацию дорожного движения на этом участке, о чем не раз заявляли в ведомстве. В ГБУ «Автомобильные дороги» адресовали запрос в пресс-службу мэрии Москвы, но на момент выхода публикации в ведомстве на запрос от 16 июля не ответили.
Между тем в сообществе «Синие ведерки» в Facebook появились фотографии документов, в которых власти Москвы ответили на вопрос москвички Юлии Максимовой о снижении аварийности на Кутузовском проспекте. Департамент транспорта 11 июля пообещал установить на трассе разделительные барьеры в районе метро «Славянский бульвар», а также по адресам Кутузовский проспект, вл. 72 и по адресу Кутузовский проспект, 9 км. В документе ответственным за эти работы называют департамент ЖКХ Москвы. В свою очередь, в этом ведомстве заявили, что установка барьерных заграждений пока не планируется. При этом в письме департамента ЖКХ столицы отмечено, что проектными решениями на трассе предусмотрена разделительная полоса для проезда спецтранспорта.
Наиболее интересный ответ по поводу обострившейся ситуации с Кутузовским проспектом поступил в Autonews.ru от ФСО. Там заявили, что вопросы по организации дорожного движения возложены на ГИБДД МВД России. «В ФСО каких-либо документов на согласование по данной теме не поступало», — заявили 22 июля в ведомстве.
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский объяснил, что у ГИБДД ограничена свобода принятия самостоятельных решений — все команды ей согласовывают в МВД России. Эксперт заверил, что правительство Москвы не раз также выходило с инициативами установить на проблемных трассах защитные разделительные ограждения, но сталкивалось с противодействием со стороны ФСО.
«В первую очередь ограждения не нравится в ФСО, — сказал Шумский. — Когда по трассе едет первое лицо, дорога перекрывается. Но ведь президент не ездит исключительно по одной полосе, он может перестроиться, где-то свернуть на другую полосу. Отбойники будут мешать этим маневрам. В итоге получается, что безопасность и удобство первых лиц у нас в данной ситуации считается важнее, и никто ничего с этим сделать не может. Правительство Москвы уперлось в эту позицию. Изменить ситуацию сможет разве что сильная общественная кампания и многочисленные запросы в ФСО, но пока этого не происходит. И Кутузовский будет приносить по 20–30 смертей каждый год».
В качестве решения проблемы Шумский предложил сделать на Кутузовском отдельные полосы для спецтранспорта: «В таких авариях неважно, кто виноват. Это просто вопрос вероятности. Поскольку на полосу чиновников посягать нельзя, можно сделать даже две спецполосы, при этом поставив разделительное ограждение. Таким несложным способом можно спасти десятки людей в год».
Руководитель Центра контраварийной подготовки «МастерКласс» Алексей Колонтай, который в том числе готовит водителей для ФСО, также считает, что выходом могут стать выделенные полосы для проезда первых лиц.
«Пока на Рублевке живет российская элита, ФСО никогда не согласится сделать отбойники на Кутузовском проспекте и Новом Арбате, — считает Колонтай. — Пока в ФСО не поступит сигнал сверху, они добровольно этим заниматься не будут, потому что инициатива у нас наказуема. Поэтому остаются только выделенные полосы. Когда их сделали для общественного транспорта, многие их критиковали, а потом привыкли».
Ранее Autonews.ru уже сообщал, что после очередных резонансных автомобильных аварий на Кутузовском проспекте и на Новом Арбате в Москве общественники направили обращение в адрес главы правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Максима Акимова с требованием взять ситуацию на проблемных трассах на особый контроль. Глава общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев попросил вице-премьера установить там разделительные ограждения. Параллельно в сообществе «Синие ведерки» прошел опрос о том, нужен ли отбойник на Кутузовском проспекте. В нем приняло участие более 3 тыс. человек, и более 80% проголосовали за установку ограждения.
Аманлиев рассказал Autonews.ru, что основная его цель — вызывать ФСО на конструктивный диалог и предложить свои варианты по повышению безопасности на спецтрассе.
«Одного только желания правительства Москвы и ГИБДД и других организаций будет недостаточно для того, чтобы в ФСО пошли навстречу — согласно законодательству, именно это ведомство решает, как будет организовано дорожное движение на спецтрассах, — объяснил Аманлиев. — И на нем лежит ответственность за безопасность первых лиц и главы государства. Получается, что отбойники не установят до тех пор, пока не появится отдельная спецтрасса, на которую доступ будет открыт только высокопоставленным чиновникам. Но хотелось бы, чтобы ФСО не просто запрещала, но и предлагала свои варианты, как сделать трассы более безопасными. На том же Кутузовском проспекте можно поставить не сплошные ограждения, а сделать в них разрывы. Это уже значительно снизило бы риски вылета на встречную полосу и серьезных ДТП».
Сейчас на Кутузовском проспекте в середине находится полоса для проезда спецтранспорта, а скорость движения ограничена отметкой 80 км/ч. Здесь за последние неполные четыре года в ДТП погибло 47 человек, ранения получили 427 человек. Для сравнения: на Звенигородском шоссе, где есть отбойники, за аналогичный период времени погибло три человека, ранения получили 25.
Вопрос о необходимости установки разделительных заграждений на Кутузовском проспекте, который в народе получил прозвище «дорога смерти», встает регулярно. Автомобилисты и эксперты начинают говорить об этом после каждого громкого ДТП на трассе. Самым свежим примером стала ситуация с автомобилисткой на Kia, многодетной матерью, которая по неизвестным пока причинам 2 июля выехала на встречную полосу в районе дома 30/2. Там она врезалась в машину такси — оба водителя погибли. Вместе с женщиной в машине ехали три ее дочери в возрасте 6, 11 и 13 лет — они получили серьезные травмы. Также в больницу попали и двое пассажиров такси.