«Они перестанут ездить в центр». У таксистов большие проблемы
В московском департаменте транспорта отказали таксистам в просьбе увеличить для них нештрафуемый период в зоне действия запрещающих стоянку и остановку знаков до одной-двух минут. Чиновники объяснили, что перед ПДД равны все водители, а сами требования таксистов противоречат всем нормам.
Сейчас видеокамеры фиксируют такие нарушения в автоматическом режиме через 10 секунд после остановки, но на посадку или высадку пассажиров отведенного времени часто недостаточно. Водителям такси приходится делать выбор: гарантированно получить штраф или отказаться от опасного заказа, доход от которого не покроет расходы на оплату штрафа.
На большинстве улиц нарушение, предусмотренное ч. 5. ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», фиксируют видеокамеры. Если в Москве водитель остановится более чем на 10 секунд, ему придет штраф 3 тыс. рублей. Штраф за остановку в зоне действия знака «Остановка запрещена» (3.27) в Москве и Санкт-Петербурге составляет 2,5 тыс. рублей. Если водитель решит не принимать заказ, после нескольких таких отказов сервисы снижают рейтинг таксистов, а потом и вовсе блокируют их в системе. В итоге, как рассказали опрошенные Autonews.ru таксисты, многие игнорируют центральные районы, где камеры практически везде фиксируют нарушение.
C обращением к мэру Москвы по этой проблеме уже обратились общественники — заявление подал глава общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев. Помимо предложения продлить нештрафуемый для таксистов период, Аманлиев попросил запретить агрегаторам вызов такси на те точки, где стоянка и остановка заведомо запрещены. Согласно ответу из Дептранса (имеется в распоряжении Autonews.ru), чиновники не готовы дать таксистам никаких поблажек.
«Оснащение дорог знаками 3.27 «Остановка запрещена» направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, — говорится в ответе Дептранса. — Указанные знаки устанавливаются исключительно в местах, где припаркованный автомобиль может стать причиной аварии. Действующие в России ПДД не устанавливают для легковых такси особого порядка остановки в запрещенных местах (за исключением остановки на местах для маршрутных транспортных средств) и в местах, обозначенных дорожным знаком 3.27. Учитывая, что ПДД не устанавливают минимального периода времени, позволяющего сделать вывод об остановке, фиксация нарушения правил остановки по истечении 10 секунд представляется правомерной. Согласно ч. 1 ст.1.4 КоАП, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Учитывая изложенное, правовых оснований для изменения периода фиксации административных правонарушений, связанных с нарушением правил остановки, исключительно для легковых такси не усматривается».
В свою очередь в «Московской административной дорожной инспекции» (МАДИ) на запрос Autonews.ru о сложившейся ситуации ответили, что согласно ПДД в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена» нельзя останавливаться «ни на минуту, ни на 10 секунд».
«В городе существует большое количество мест, где таксисты могут высаживать пассажиров, не нарушая ПДД. Всего предусмотрено более 400 специализированных парковок для такси, за стоянку на которых обычные водители получают штрафы, — сказали в МАДИ. — Кроме того, припарковаться можно на платных парковках, которые есть как на Новом Арбате, так и в прилегающих переулках. Также высадка пассажиров допустима на остановках общественного транспорта».
В департаменте транспорта, свою очередь, подчеркнули, что контроль за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД возложен на территориальные органы ГИБДД. Однако в ГИБДД Москвы Autonews.ru заявили, что вопрос организации дорожного движения в Москве находится в ведении структур Дептранса, а именно — ЦОДД.
«По вопросу остановки и стоянки на остановках общественного транспорта необходимо обратиться к пункту 12.4 главы 12 ПДД, там есть четкие разъяснения: возможна остановка на остановке общественного транспорта при соблюдении определенных условий исключительно для посадки и высадки пассажиров, при условии, что отсутствует знак 3.27, что также не входит в компетенцию ГИБДД», — объяснили в ведомстве.
Однако сервисы по заказу такси и столичные таксопарки по-прежнему пытаются вести переговоры с Департаментом транспорта Москвы о возможности увеличить нештрафуемый период времени в местах, где стоянка и остановка запрещены. Информацию об этом Autonews.ru подтвердили в пресс-службе «Яндекс.Такси».
«Ситуация сложилась тяжелая, сейчас действительно таксопарки ведут переговоры с руководством города. Переговоры идут в рамках комиссии Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), в нее в том числе входят представители Департамента транспорта Москвы, — рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси». — Нам предлагали решить эту проблему (когда водитель приезжает на точку, где гарантированно получит штраф. — Прим. ред.) самим, но технически это невозможно. Если мы сейчас поменяем правила работы, то таксисты вовсе перестанут ездить в определенные районы. Сейчас все сделано так, что в центральных районах практически везде парковаться или останавливаться нельзя. Суть обращения таксопарков и сервисов к городу — смягчить условия посадки-высадки пассажиров. Чтобы на это выделили не 10 секунд, а больше. Тогда такси сможет оперативно приезжать в любые районы — в текущих условиях это крайне сложно. Сейчас все, что мы можем делать, — это вести диалог с городом. Но сам вопрос изменения условий остановки не на нашей стороне: срок 10 секунд устанавливает не сервис, не таксопарк, а город».
В свою очередь глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин рассказал, что убедить клиентов не вызывать такси «под камеру» иногда весьма сложно. «Получил вызов на Цветной бульвар, — рассказал Щербинин Autonews.ru. — Парковка для такси вся занята, платная стоянка — тоже, посадка-высадка на остановке общественного транспорта запрещена, у нее работает камера. А клиент стоит на остановке и требует подъехать, даже 20 метров вперед он пройти не хочет. Приходится осознанно идти на получение штрафа. Хотя проблема есть, решать ее в ближайшее время никто не будет. «Яндекс.Такси» от этого деньги не теряет, Дептранс даже наоборот — получает штрафы. Плюс политика почти всех агрегаторов предполагает бесплатное время ожидания — получить штраф в таких условиях еще проще».
Эксперт подтвердил, что вопрос постановлений, полученных во время посадки-высадки пассажиров, периодически возникает на встречах с Дептрансом, однако он считает, что под давлением таксистов и агрегаторов ведомство действовать не захочет и, возможно, позже выйдет с собственной схожей инициативой.