Крупные автобренды подписали СПИКи. Что это такое и зачем нужно?
Во вторник, 2 июля, Министерство промышленности и торговли России заявило о заключении специальных инвестиционных контрактов (СПИК) с компаниями Volkswagen, Toyota, PSA (Peugeot–Citroen), GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и калининградским предприятием «Автотор».
Подписанные контракты помогут привлечь в российскую экономику более 100 млрд руб. частных инвестиций крупнейших автомобильных компаний, а также наладить местное производство ключевых узлов автомобилей — от двигателей и трансмиссий до электронных систем управления, пообещал глава Минпромторга Денис Мантуров. Кроме того, проект позволит создать около 1,5 тыс. новых рабочих мест, а в бюджеты различных уровней поступит свыше 523 млрд рублей. Разбираемся, что такое СПИКи и как они работают.
СПИК — это аббревиатура, которая расшифровывается как «специальный инвестиционный контракт». Так называют форму стимулирования инвестиций в промышленное производство на территории России, действующую с 2015 года. Соглашение между инвестором и государством предусматривает поступление дополнительных средств в развитие производства на территории России в обмен на ряд льгот и бонусов со стороны властей. В общем, СПИК выгоден для всех.
Условия СПИКа определяют индивидуально для каждой компании, подписавшей соглашение. Например, специнвестконтракт федерального статуса рассчитан на пять лет с момента выхода проекта на операционную прибыль, однако в сумме его срок не может превышать десять лет. Минимальный размер инвестиций федерального СПИКа составляет 750 млн руб., но при этом на региональном уровне его размер может существенно варьироваться. Например, в Калужской области порог составляет 300 млн руб., тогда как в Подмосковье контракт можно заключить на сумму не менее одного миллиарда рублей.
На самом деле их много. В списке бонусов, гарантируемых государством, могут быть налоговые льготы, преференции в государственных закупках или возможность получения статуса единственного поставщика. При этом власти гарантируют, что на протяжении всего срока действия контракта его условия не изменятся вне зависимости от принятых впоследствии поправок в федеральном или региональном законодательстве. Скажем, до 1 июля 2019 г. все автопроизводители имели право на получение промышленных субсидий, тогда как теперь на поддержку могут рассчитывать только компании, заключившие СПИКи на прежних условиях. К слову, Volkswagen, Toyota, PSA, GM-АвтоВАЗ, Volvo и «Автотор» успели подписать соглашения по старым договоренностям.
Выгода государства заключается в привлечении новых частных инвестиций и локализации производства автомобилей, развитии научно-исследовательской деятельности, а также в поступлении дополнительных средств в бюджет. «Заключившие СПИКи производители берут на себя обязательства по углублению локализации уже хорошо зарекомендовавших себя автомобилей, а также расширению их модельного ряда. Реализация проектов предполагает осуществление поставок продукции не только на внутренний, но и на экспортные рынки», — объяснил Денис Мантуров.
В целом планы компаний, подписавших специнвестконтракты, сводятся к модернизации производственных линий, повышению локализации, увеличению объемов производства и расширению модельной линейки. К примеру, Volkswagen намерен углубить локализацию «уже обкатанных на российском рынке моделей» и двигателей, наладить выпуск новой коробки передач и электронных систем управления.
Как отмечает «Коммерсантъ», на данный момент специнвестконтракты с государством заключили все главные игроки российского автомобильного рынка. В легковом сегменте договоры подписаны АвтоВАЗом при участии альянса Renault–Nissan–Mitsubishi, а также «Мазда Соллерс», Hyundai-Kia и Daimler. В классе легких коммерческих машин СПИКи имеются у обновленного СП Ford Sollers, СП «Исузу Соллерс», группы ГАЗ и КамАЗ–Daimler. Теперь к ним присоединились Volkswagen, Toyota, PSA, GM-АвтоВАЗ, Volvo и «Автотор».