Штраф за пробку: какие ловушки ждут автомобилистов
Водители в Москве пожаловались на резкий скачок количества выписанных штрафов с камер. Источники Autonews.ru в городских службах и эксперты объяснили этот тренд увеличением количества камер нового типа— «Стрит Фалькон». Своей формой эти камеры напоминают уличные фонари — их устанавливают для фиксации под знаком «Остановка/стоянка запрещена» (штраф 3 тыс. рублей).
Еще они работают в зоне действия платных парковок — при неоплате стоянки в течение пяти минут выписывают штраф 5 тыс. рублей. С увеличением самих постановлений стало больше претензий: проблемы возникают из-за технических ошибок и невнимательности должностных лиц.
Один из автомобилистов рассказал в сообществе «Синие ведерки», что 26 мая получил штраф на Южнопортовой улице, 22, стр. 10 в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена». Камера сняла машину, когда водитель, по его словам, просто застрял в очереди на платную плоскостную парковку. На фотографиях с камер видно, что автомобилист стоит в пробке из нескольких машин. Снимки сделаны с разницей всего 20 секунд.
«Справа, метров через 100, заезд на платную парковку, — рассказал водитель. — Впереди образовалась очередь на парковку, в ней я простоял 10-15 минут. Камера МАДИ («Московской административной дорожной инспекции. — Прим. редакции) зафиксировала, что я остановился в зоне действия запрещающего знака, и мне прислали штраф на 3000 руб. Написал жалобу в МАДИ с просьбой отменить постановление. Но мне отказали».
В ответе МАДИ (есть в распоряжении редакции) специалисты сослались на пункт 1.2 ПДД, где дается определение остановки, и на приложения к Правилам — там есть определение понятий «остановка/стоянка запрещена». На доводы водителя о том, что он не останавливался, а находился в очереди на парковку, в ответе МАДИ никак не отреагировали. В итоге автомобилист обратился с жалобой в районный суд.
«Выписывать штраф за такое нарушение — просто абсурд, — считает Юрист Михаил Никитин, имеющий опыт судебных разбирательств со столичным департаментом транспорта. — Даже на фотографиях в постановлении видно, что машина находится на дороге и совершает перестроение в правый ряд, а не просто стоит у бордюра. Никаких оснований считать это нарушением правил остановки-стоянки нет. По такой логике все машины из пробки тоже должны получить штраф 5 тыс. руб. Даже если не говорить о корректности работы камеры, важно понимать, что у должностного лица должны возникнуть обоснованные сомнения при отсмотре таких материалов. Но специалисты почему-то считают, что камера ошибаться не может, и не вникают в обстановку».
Попавшим в такую ситуацию автомобилистам юрист советуют сохранять запись с видеорегистратора, если он, конечно, был установлен. В ином случае стоит запросить видео с камер наблюдения. Только таким образом у несогласных с постановлениями будет шанс объяснить, в какой дорожной ситуации была допущена остановка.
«Кроме того, у АМПП, МАДИ и ГИБДД в доступе есть больше фотоматериалов, нежели получают водители. Можно попытаться потребовать их и рассмотреть вместе с экспертами. В случае отказа стоит обращаться в районный суд по месту фиксации нарушения. Но без дополнительных фотовидеоматериалов шансы будут ничтожны», — предупреждает юрист.
О штрафе в 5 тыс. руб. за неоплаченную бесплатную парковку в Москве рассказал другой столичный автомобилист. 17 июня паркон сфотографировал его Citroen на стоянке в Малом Трехсвятительском переулке. Однако водитель утверждает: он занял одно из трех бесплатных мест в зоне социального объекта — храма.
«Из всех доказательств административного правонарушения я получил только три одинаковые фотографии низкого качества с одного ракурса, — вспоминает водитель. — На них из дорожных знаков видно только обратную сторону знака разрешенной парковки. И только на этом основании мне выносят постановление о штрафе. Уже написал жалобу, она пока находится на рассмотрении».
В подтверждение своих аргументов водитель опубликовал скриншоты с локацией, где был припаркован его автомобиль, а также фотографии с видеорегистратора, на которых видно, что машина была припаркована до знака платной парковки, в зоне действия знака бесплатной стоянки. Автомобилист также написал жалобу в прокуратуру Москвы с требованием проверить не только правильность штрафа, но и действия должностного лица, который его выписал.
Autonews.ru направил запрос в АМПП, где пообещали ответить на следующий день. Однако позже в сообществе «Синие ведерки» депутат Ярослав Нилов сообщил, что тоже направил обращение в АМПП — и штраф там уже отменили.
«У технических средств для фиксации парковки, планшетов есть определенная погрешность в координатах, — говорит юрист Никитин. — Так, машина может стоять в бесплатной зоне, а на планшет она еще не загрузилась, и фиксируется нарушение. Такие материалы отправляются на рассмотрение должностным лицам, но они не перепроверяет дислокацию дорожных знаков, не уточняют данные о парковочных зонах. Поэтому если вы паркуетесь в подобных местах, лучше сфотографировать свой автомобиль так, чтобы были видны знаки и адрес».
Если все-таки пришел штраф, эксперт советует отправить жалобу через систему «Автокод», но лучше всего лично приехать в АМПП — так шанс не получить отказ всегда выше.
«Сделайте панорамные снимки с датами, предоставьте все это на обозрение должностному лицу. Если не удастся добиться отмены в АМПП, можно разбирать через суд. Нужно отправить в суд жалобу, приложить все материалы, привести новые доводы. Правда, нужно быть готовым, что суды могут затягиваться. Схожее дело в моей практике суд рассматривал почти год. Заседаний было всего два, но они постоянно переносились. У людей просто не хватает сил, времени и терпения — на это и весь расчет, но свои права нужно отстаивать», — добавляет Никитин.
Еще одному автомобилисту из Москвы пришел штраф с камеры за непропуск пешехода. Однако водитель оказался категорически не согласен с тем, что создал какую-либо помеху для пешехода.
«Пешеходу мой автомобиль не мешал спокойно пройти по зебре, — утверждает водитель. — Скорость моего автомобиля была 47 км/ч, что в переводе на метры в секунду означает 13 м/сек. Время реакция водителя, согласно официальной методике, в данной ситуации должно составлять 0,6 сек. При данной скорости остановиться на пешеходном переходе можно было, только применив экстренное торможение».
С этим утверждением уже согласился начальник ситуационного центра ЦОДД Москвы Александр Евсин. Однако поможет ли это в попытках опротестовать этот и подобные штрафы, пока не известно.
«Комплекс видеофиксации может определять изменение темпа движения пешехода, прекращение его движения, изменение направления движения», — рассказали в ЦОДД.
Если автомобиль уже едет по зебре, а пешеход стоит у края дороги и внезапно решает выйти на переход, вменить нарушение автомобилисту нельзя, говорят в ЦОДД. Помимо фотографий, которые высылают нарушителю вместе с постановлением, ведомство хранит видеоролик момента нарушения. При обжаловании нарушения этот ролик можно получить в ГИБДД.