«Ужас без конца». Что будет с ценами на бензин после 1 июля
С 1 июля закончится соглашение между правительством и нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо на уровне мая-июня 2018 года. Тогда компании взяли на себя обязательство обеспечивать рост объемов продаж бензина и дизельного топлива в России на 2%. Правительство законодательно закрепило за собой право в любой момент вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Теперь, когда срок соглашения истекает, участники рынка и эксперты вновь подняли вопрос о том, будет ли государство сдерживать цены на бензин и если будет, то как?
Вице-премьер Дмитрий Козак уже заявил, что не видит оснований продлевать действующие соглашения о «заморозке» цен на топливо на внутреннем рынке, поскольку предпосылок для этого нет. «Мы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство, и поэтому все взятые на себя обязательства по недопущению роста цен на топливо выше равномерного ежемесячного темпа мы выполним. До конца года рост стоимости не должен превышать текущих темпов инфляции», — пообещал вице-премьер.
Сами нефтяники также уже начали высказываться в пользу отмены заморозки. На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава «Роснефти» Игорь Сечин выразил надежду на возврат «к рыночным формам регулирования и принципам ценообразования». Оценив эти заявления, в Центре исследований реальной экономики при РЭУ им. Г.В. Плеханова (ЦИПРЭ) посчитали, что отказ от продления действующего соглашения не приведет к росту цен на топливо выше уровня инфляции, спрогнозированного ЦБ России, а это 4,7%.
В правительстве тем временем уже готовят новые предложения для нефтяных компаний, которые должны убедить последних продолжать сдерживать рост цен на заправках. В ЦИПРЭ прогнозируют, что эти предложения коснутся рынка нефтепродуктов в целом, но при этом будут направлены на то, чтобы цены для конечного потребителя остались «на приемлемом уровне и были прогнозируемыми». Применяемый сейчас для этих целей демпфирующий механизм представляет собой систему выплат компаниям обратного акциза на нефть с надбавкой. Такая схема позволяет снизить влияние мировых цен на внутренний топливный рынок и стимулирует нефтяные компании продавать продукцию на отечественном рынке, а не экспортировать ее для получения выручки в иностранной валюте.
В России с 10 по 14 июня средние розничные цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 выросли на 11 копеек и 10 копеек соответственно и составили 42,33 руб. и 45,5 руб. за литр. Такие данные привели в компании Thomson Reuters Kortes. При этом в Дальневосточном федеральном округе темпы роста цен на топливо заметно опередили динамику по другим регионам. Там стоимость АИ-92 выросла на 74 копейки (до 45,84 руб.), а АИ-95 подорожал на 67 копеек (до 47,51 руб.). В связи с этим премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку разобраться с причинами роста цен на бензин на Дальнем Востоке и в Сибири и предпринять меры для их устранения.
Текущий рост цен на заправках продолжает укладываться в рамки соглашения между нефтяниками и правительством, отметил директор ЦИПРЭ Андрей Быстров. Нефтяные компании сдерживают цены для потребителей, регуляторы со стороны нефтяников нарушений не фиксируют. Эксперт добавил, что сейчас стоимость нефти на мировых рынках относительно стабильна, а выпадения доходов для нефтяных компаний также не предвидится. В связи с этим нет предпосылок для резкого роста розничных цен на бензин и дизельное топливо. Однако снижения цен на АЗС ждать не стоит: они продолжат свой рост на обозначенные ими проценты — ежемесячно и равномерно.
Стоимость литра бензина до конца года будет расти в пределах инфляции, и такая же динамика будет наблюдаться в 2020 году. Такой прогноз дал глава Минэнерго Александр Новак. Между тем, по заявлению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, темпы роста цен на бензин в России в ближайшее время останутся сдержанными — в мае, например, цены на бензин выросли на 2,8% в годовом выражении.
Заместитель директора ЦИПРЭ Владимир Дробышевский добавил, что в текущей ситуации предпосылок для резкого роста розничных цен на бензин и дизтопливо нет. «Полагаю, что рост цен на моторное топливо, по крайней мере до конца 2020 года, не превысит уровень инфляции, - сказал Дробышевский. - Никто не обещал заморозить цены на бензин. Речь шла о том, чтобы рост не превышал инфляции. В этом смысле соглашение между нефтяниками и правительством исполняется. За последнюю неделю цены на бензин выросли 0,1%, а на дизтопливо практически не изменились. Ручное регулирование цен на бензин мера вынужденная. Этот инструмент не устраивает ни правительство, ни нефтяные компании. Вот почему сейчас так много говорят о возможном продлении соглашения с нефтяниками. Однако судьба соглашения вряд ли существенно повлияет на цены. Ведь правительство законодательно закрепило за собой право в любой момент вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Контроль за ценами будет жесткий. В случае их скачка регуляторы и правительство отреагируют».
Прогнозировать, в каком виде соглашение между правительством и нефтяниками будет продлено, пока рано, считает руководитель аналитического центра независимого топливного союза Григорий Баженов. По его словам, цены на топливо в любом случае будут расти пропорционально инфляции.
«Чем более острой будет реакция со стороны государства на проблему подорожания топлива, тем выше вероятность того, что договоренности будут продлевать, — считает эксперт. — Условия сейчас пересматривают, и в Минфине в целом согласны с предлагаемыми обновлениями и источниками для покрытия расходов по демпферу. Например, предложено изменить средние расчетные цены — по автомобильному бензину это было 55 тыс. руб. за 1000 л, а сейчас — 51 тыс. руб. По дизелю было 50 тыс., а теперь — 46 тыс. руб. По этим ценам становится понятно, какой предполагается объем компенсаций. Но эти истории не очень хороши тем, что при изменении внешней ситуации параметры приходится постоянно менять. Для обычных автомобилистов все это означает продолжение ситуации в духе «ужас без конца». Цены на бензин будут расти — вопрос только, какими темпами».
По оценке эксперта, лучшим выходом для автомобилистов стала бы полная перестройка области. «Ценообразование должны устанавливать сами АЗС в зависимости от оптовой конъюнктуры. Необходимо привязать розничные цены к оптовым. Тогда появится сезонная динамика — автолюбитель будет понимать, что зимой он будет заправляться дешевле, чем летом. А сейчас цены просто постоянно индексируют в сторону увеличения», — предложил Баженов.
Сценарий, при котором власти перестанут сдерживать цены на бензин, в целом маловероятен, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
«Топливо является социально значимым продуктом, и рост цен более чем на обычные 3–4% в месяц может привести к социальному взрыву, — предположил аналитик. — Думаю, что цены на топливо будут ползти вверх, но медленно. Суммарное повышение за три летних месяца составит 10–12%, но будет размазано по месяцам и потому не так заметно».