«Открывают зубочистками». Что и как угоняют в России
Криминальный рейтинг угонозащищенности десяти самых популярных в России моделей автомобилей, которые чаще других страхуются по каско, составили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Машины отбирали после консультаций с правоохранительными органами и со специалистами в области противоугонных систем. Как пояснили в ВСС, популярные в России модели Lada крайне редко страхуют по каско, поэтому они в рейтинг не попали.
Новая адаптированная специально для России методика позволила оценить эффективность штатных систем защиты от угона и определить, с какими основными трудностями столкнется злоумышленник, задумавший кражу, утверждают страховщики. Для участия в рейтинге специалисты отобрали модели 2018 года выпуска — каждой по прошествии тестов присудили баллы. Максимальное значение, которое могла получить та или иная модель — 1000 баллов. Надежность противоугонных свойств оценивали по трем параметрам: защищенность автомобиля от несанкционированного проникновения (250 баллов); защищенность от несанкционированного запуска двигателя и движения (475); защищенность от несанкционированного изготовления дубликата ключа, смены (изменения) идентификационных номеров кузова или рамы (225 баллов). Кроме того, оценивалось наличие в штатной комплектации автомобиля мониторингового блока с возможностью подключения к нему блокировки работы двигателя. Однако все модели никаких очков по этому показателю не набрали.
Хуже всего от угонщиков, согласно выводам ВСС, оказался защищен Renault Duster — он получил 379 баллов. Чуть лучше дела у Hyundai Creta — она заработала 444 балла. Toyota RAV 4 набрала 529 баллов, Toyota Land Cruiser 200 — 545, Kia Optima — 565, Kia Rio — 577, Skoda Rapid — 586. На третьем месте оказался Volkswagen Tiguan, набрав 608 баллов, на втором — Toyota Camry — 614 баллов, а лидером стал Land Rover Range Rover с результатом 740 очков.
В ВСС отказались уточнять, с какими проблемами столкнулись набравшие меньше всего баллов модели, а также какие комплектации были выбраны для анализа. По их мнению, этой информацией смогут воспользоваться угонщики, которым не хотелось бы в этом помогать. Не смогут получить эти данные и владельцы попавших в зону риска моделей — у страховых компаний также не будет доступа к исследованию. Единственные, кто смогут ознакомиться с результатами проверки, это автопроизводители. Таким образом страховщики надеются простимулировать их в работе по дополнительной защите своих автомобилей от угонов. Что касается возможного роста тарифов каско для наименее защищенных моделей, то в ВСС объяснили, что результаты тестирования действительно могут быть использованы страховщиками в качестве ориентира при установлении тарифа по риску «угон». В свою очередь автовладельцы с его помощью могут оценить свои потенциальные расходы на дополнительную защиту машины.
* РУЗ - рейтинг угонозащищенности
«Клиент сам сможет выбирать способ управления риском: покупать страховку или устанавливать дополнительные средства защиты от угона, — объяснил директор департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС Андрей Знаменский. — Мы уверены, что публикация рейтинга приведет к тому, что автопроизводители, машины которых показали низкий рейтинг защищенности, примут реальные меры для защиты своих автомобилей. Сделать такую защиту на конвейере значительно дешевле, чем потом переделывать машину покупателю».
В планах ВСС ежегодно увеличивать количество моделей, прошедших тестирование. Если производитель будет обновлять свой модельный ряд, рейтинг скорректируют и дополнят. Как, например, уже произошло с Toyota Camry — в рейтинг попала самое свежее поколение модели. Между тем сами автопроизводители на публикацию рейтинга никак не отреагировали. На запросы Autonews.ru о том, будут ли компании пользоваться исследование страховщиков, ни один из попавших в рейтинг брендов не ответил.
Проблему угона автомобилей в России страховщики до сих пор называют актуальной. Объем криминального рынка в ВСС оценили примерно в 50-60 тыс. автомобилей. Наибольший риск лишиться автомобиля — в Москве и Санкт-Петербурге. При этом существует и фактор сезонности. «Снег выпал — наступил сезон Land Cruiser, — сказал Знаменский. — В 3-4 квартале угоны тяжелых внедорожников резко возрастают. Еще угонщики любят новинки, которые иногда выходят на рынок практически незащищенными. К примеру, когда в России появилась Honda Accord, она была практически «голая», наши коллеги спорили, кто сможет угнать ее первым. Один брал зубочистку, второй — две шпильки. Первый справлялся за 18 секунд, второй — за 15. И когда подобные машины появляются в продаже, их начинают гнать. С Land Cruiser была интересная история после того, как в компании обновили электронные блоки — восемь месяцев подряд не было ни одного угона. А потом пошли кражи без единого повреждения».
Эксперт популярного отраслевого противоугонного сайта Угона.нет Алексей Курчанов с составленным рейтингом не согласен. По его словам, нельзя рассматривать модели автомобилей в отрыве от комплектаций. Так, оснащенные системой бесконтактного доступа автомобили опытный эксперт считает в разы менее защищенными от угонщиков, чем машины без этой опции. Однако оценивая модели из зоны риска, Курчанов признал, что немецкие автопроизводители традиционно превосходят корейских коллег.
«В Германии эксперты этой зимой проводили исследование: взяли модели всех популярных автопроизводителей с системами бесключевого доступа, — рассказал Курчанов Autonews.ru. — Оказалось, что все штатные системы взламываются на ура — и двери открывались, и двигатели заводились. Правда, сейчас идет доработка новой методики взаимодействия между ключом и автомобилем. Новую систему начал внедрять Jaguar Land Rover в моделях 2019 года. По слухам, ее пока раскусить не получилось. Другие штатные системы вскрываются за 10 секунд. Если бесключевого доступа нет, то угонщикам сложнее, дольше придется повозиться. Но методики есть. Если посмотреть на модель Creta, то она действительно менее защищена, чем Rapid. В целом модели VAG взломать посложнее. Немцы лучше проявляют себя в области внедрения электроники и систем безопасности — они лет на пять впереди корейцев и японцев».
Автобренды в последнее время стали уделять серьезное внимание защищенности своих машин от угонов, рассказал Курсанов. По его словам, компании стараются реже попадать в подобные рейтинги. Кроме того, слишком высокая стоимость каско из-за высоких рисков угона популярных моделей их тоже не утраивает, поэтому приходится принимать дополнительные меры по защите.