«Они шакалят у больниц». Как оштрафовать эвакуатор
Москвичи все чаще жалуются на работу эвакуаторов и фиксируют допущенные ими нарушения правил дорожного движения. Эвакуаторы паркуются в местах, где стоянка запрещена, заезжают на тротуары, создают помехи для движения других транспортных средств и забирают на штрафстоянки не автомобили, мешающие проезду, а те, которые проще погрузить. Раздражение автомобилистов вызывают и ряды зеленых машин, стоящих на дорогах в ожидании вызова.
Координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что проблема является системной, но решить ее почти невозможно. «Они говорят: мы работаем, чтобы бороться с нарушителями, которые мешают движению. Но сами эвакуаторы порой создают препятствия, иногда по 10-20 минут корячатся, чтобы утащить машину, которая никому не мешает. Парадокс: средства, призванные сделать движение беспроблемным, создают больше проблем», — отмечает общественник.
Граждане пишут заявления в ГИБДД с просьбой привлечь к административной ответственности водителей эвакуаторов, которые блокируют движение при погрузке машин-нарушителей, но формально в таких ситуациях чаще всего все происходит по правилам, утверждает начальник отдела пресс-службы ГКУ «АМПП» Филипп Конюхов: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого цвета при погрузке автомобилей могут отступать от требований дорожных знаков и разметки, а также и других пунктов ПДД, обеспечив безопасность дорожного движения».
Автоюрист Сергей Смирнов согласен с этим определением и ссылается на пункт 3.5 ПДД, который действительно позволяет автомобилям с оранжевыми маячками отступать от требований знаков и разметки при погрузке перемещаемых транспортных средств. Кроме того, эвакуаторы не обязаны выполнять пункты правил 9.4 — 9.8, регулирующие порядок размещения транспортных средств по полосам движения, могут двигаться по трамвайным путям даже встречного направления, а также не придерживаться правил езды по автомагистралям.
Однако при работе, отмечает юрист, водитель эвакуатора обязательно должен включать проблесковый маячок, и это требование четко прописано в пункте 3.4 ПДД. При этом такой маячок не дает никаких преимуществ в движении и служит лишь для информирования других участников движения о возможной опасности, то есть пропускать эвакуатор в потоке водители не обязаны. «Таким образом, при включении мигалки они могут отступать от требований разметки и знаков. Но почему-то никогда ее не включают, а это уже нарушение», — добавляет он.
Если автомобиль припаркован с нарушением правил и создает помехи для других участников движения, эвакуатор должен его убрать, говорит представитель АМПП: «Автомобиль нужно переместить, для этого приходится перекрыть дорогу». Петр Шкуматов, в свою очередь, утверждает, что эвакуаторщики занимаются не очисткой дорог, а выполнением плана. «Увозят только с тех мест, где их легко можно забрать. Ездят по излюбленным проверенным местам, знают, что кто-то там обязательно попадется», — жалуется общественник.
В качестве решения Шкуматов предлагает вовсе отказаться от эвакуации машин, которые никому не мешают: «Надо вообще пересматривать правила эвакуации. Если машина стоит и никому не мешает, то почему в этом месте запрещена парковка? Но это резко уменьшит доходы эвакуаторщиков, они же бизнес делают».
Общественник вспоминает недавний случай у одной из московских больниц, где на узкой дороге с запрещенной парковкой эвакуаторы начали грузить машины и заблокировали движение карет скорой помощи. «Они очень любят медицинские учреждения, регулярно шакалят около больниц и поликлиник, потому что там всегда паркуются люди. Весь план по нарушителям они делают именно на таких местах. Взяли и перегородили проезд в том числе для «скорых». Это вы так порядок наводите?»
Сергей Смирнов, в свою очередь, не считает отсылки к медучреждениям серьезными, потому что препятствия для движения «скорых» возникают и без эвакуаторов: «Перекрыть могут что угодно и где угодно из-за дорожных работ или аварии, и там в этот момент точно так же может поехать «скорая». У эвакуаторов хотя бы есть регламент времени на погрузку».
Однако если нарушения ПДД не связаны с погрузкой машин, никаких поблажек эвакуаторам не полагается, утверждает юрист: «Не существует никаких нормативов, которые делают их особенными — они должны ездить по правилам и парковаться по правилам. А когда они стоят толпой в ожидании то в тоннелях, то на запрещающей разметке — такого конечно быть не должно».
Если водитель эвакуатора нарушает ПДД не в момент выполнения работ, то он будет оштрафован, утверждает представитель АМПП: «Если эвакуатор припаркован в неположенном месте, то мы получим штраф, и оплачивать его будет водитель. Кроме того, со стороны организации к нему также будут применяться меры дисциплинарного характера». Никакого иммунитета от штрафов у автомобилей АМПП нет, добавляет Конюхов.
Точно так же на запрос Autonews.ru ответили в столичном ЦОДД: «Все нарушители получают штрафы: и эвакуаторы АМПП, и наши парконы. Никаких договоренностей между организациями нет и не может быть. Наши камеры фиксируют все номера без исключения. Штрафы выписывают соответствующие структуры в зависимости от вида нарушения».
Наказать водителя эвакуатора, который по личной инициативе запарковался не по правилам или явно нарушает требования ПДД, не занимаясь погрузкой транспорта, может любой гражданин при помощи приложения «Помощник Москвы». Обращение можно оставить на горячей линии Московского транспорта по номеру +7 (495) 539-54-54 или 3210, либо на сайте ГИБДД, приложив фотографию и описав все обстоятельства происшествия.