Новая российская машина за 450 тысяч: все подробности
В конце года начнутся продажи нового автомобиля российского бренда Zetta с электрическим мотором и ценой в 450 тыс. рублей. Наладить выпуск машины планируют в Тольятти, но к АвтоВАЗу этот автомобиль никакого отношения не имеет. В перспективе производитель рассчитывает выпускать до 15 тыс. машин ежегодно.
Разработкой электрокара занимается российская инжиниринговая компания Zetta, резидент особой экономической зоны ТОСЭР (Территория опережающего социально-экономического развития) в Тольятти. Компания специализируется на проведении технических экспертиз, разрабатывает решения в области электрических силовых агрегатов и имеет собственный штат конструкторов, дизайнеров, инженеров и программистов. Стилистику будущей машины и все технические решения Zetta разработала самостоятельно.
Главный проект компании официально называется ZETTA — аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, то есть «Транспортный актив с нулевым выбросом». Это не автомобиль, а модульная платформа с мотор-колесами, на базе которой можно строить целый ряд автомобилей различных габаритов с любыми типами кузовов. Общий объем инвестиций в проект составил 450 млн рублей, причем разработка проходила при финансовой поддержке Минпромторга, а в подготовку производственной площадки вложился Фонд развития моногородов.
Первым на рынок выйдет трехдверный четырехместный автомобиль длиной чуть более трех метров. За задними креслами есть небольшой багажник объемом 180 литров. Привод — передний или полный в зависимости от числа установленных мотор-колес, масса машины — от 500 до 700 кг с батареями разной емкости. Максимальная скорость ограничена электроникой на уровне 120 км/ч, а минимальный запас хода составляет 200 километров.
У машины довольно спорный дизайн, а в салоне есть только руль и планшет медиасистемы, с помощью которого управляются все бортовые устройства. Электрокары оснащены системой динамической стабилизации и кондиционером. Доступ в салон осуществляется без ключа.
Модульная платформа для автомобилей Zetta представляет собой металлический каркас с навешенными на него панелями из композитных материалов. В подвеске используются элементы от переднеприводных моделей Lada, а вместо двигателя — от двух до четырех мотор-колес в зависимости от модификации. Zetta применяет асинхронные мотор-колеса, отличающиеся меньшим энергопотреблением. Тяговая батарея расположена под полом.
Все элементы, кроме батареи, российского производства. Литий-полимерный аккумулятор GE Power Technology покупают в Китае, и это самый дорогой элемент конструкции, стоимость которого составляет до 50% цены всей машины. Запас хода варьируется от 200 до 560 км в зависимости от установленной батареи.
Платформа позволяет изготовить целый ряд машин, включая родстер, грузовичок, пикап и коммунальную технику. Среди разработок значится вариант для инвалидов с пандусом для коляски в задней части машины и даже машина на нейроуправлении, которой можно будет управлять силой мысли.
Сначала на рынок выйдут пассажирские машины в самой простой комплектации с трехдверным кузовом, четырехместной компоновкой и приводом только на передние колеса. Заявленная стоимость — 450 тыс. руб., причем на эту версию будет проходиться около 40% всех продаж.
Вторая комплектация подразумевает батарею увеличенной емкости, а топ-версия будет оснащаться четырьмя мотор-колесами, то есть приводом на все колеса. Доля этих версий составит по 30%, но цены на них пока не определены. Гарантия на все варианты составит 2 года или 150 000 км пробега.
Сборочная площадка для производства автомобилей Zetta строится в центре Тольятти с прошлого года. Будущее производство занимает около 20 тыс. кв. м, но сам конвейер пока не готов. По данным «Российской газеты», помещения разбиты на участки, а сборочное оборудование только готовится к установке.
По словам гендиректора компании Zetta Дениса Щуровского, сейчас производство готово на 70%, а выпускать машины можно будет уже в конце года. «В августе машина должна уйти на сертификацию, к сентябрю-октябрю ее пройти, и с декабря мы планируем начать продажи. Это будут уже серийные машины. Все валидационные испытания автомобиль прошел», — объяснил Щуровский в интервью «РИА Новости».
Сборкой машин будут заниматься около 200 сотрудников. До конца года Zetta планирует изготовить не более 10 серийных автомобилей, а в планах на следующий год значится уже 2000 штук. В пределе мощности позволяют делать по 15 000 электромобилей ежегодно, две трети которых компания планируется поставлять на экспорт уже в 2020 году.
Новых автомобилей подобного класса в нашей стране не продают. В 2013 г. на рынок вышел электрокар Damer E-Car GD04B на шасси Chery QQ по цене 499 900 рублей. Автомобиль длиной 3,3 м весил 750 кг, оснащался турецкими батареями и имел пробег 150 км, но продажи остались штучными.
Аналогичные машины массово выпускают в Китае. Например, серийный Baojun E100 стоит в переводе на рубли чуть больше 450 тыс., имеет те же 200 км пробега и максималку на уровне 100 км в час. Микрокар Zotye E200 Pro может пройти от 160 до 300 км, разгоняется до 120 км/ч, но стоит больше 600 тыс. руб. с учетом субсидий китайского правительства. Объемы продаж даже на внутреннем рынке не превышают 20 тыс. штук в год.
Аналогичную концепцию предлагает шведский стартап Uniti One. Двухместный электрокар имеет запас хода до 300 км и стоит около 14 тыс. евро. Пятиместные варианты оцениваются ужу в 20 тыс. евро. Компания пыталась принимать предзаказы, но пока дело ограничилось лишь демонстрацией ходовых образцов.
По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2019 г. в России было продано всего 66 новых электрокаров, причем более половины этого объема пришлось на дорогой кроссовер Jaguar I-Pace. С учетом отсутствия инфраструктуры перспектив для продаж частникам такой машины в России немного, поэтому в компании рассчитывают на заказы от коммунальных и социальных служб.
Кроме того, интерес к приобретению электрокара проявляет некий крупный игрок автомобильного рынка Казахстана. Также Zetta планируют поставлять в ряд арабских государств и страны Северной Африки, где главным конкурентным преимуществом по сравнению с китайской продукцией станет цена.