МВД призналось в отсутствии полномочий рассылать штрафы иностранцам
У МВД не оказалось необходимых полномочий для того, чтобы рассылать штрафы нарушителям с иностранными номерами. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали в пресс-службе ведомства. Ранее на отсутствие возможности отправлять нарушителям постановления о штрафах, выписанных при помощи камер фотовидеофиксации, пожаловался глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов. Он рассказал, что Госавтоинспекция выносит всего 1% штрафов от всех зафиксированных правонарушений.
Позицию чиновника также поддержали в «Автодоре». Там в качестве примера привели опасный участок трассы М1 «Беларусь» в Смоленской области, где доля ДТП с участием иностранных граждан в 2018 году достигла 50% (на этом направлении традиционно много автомобилей с белорусскими и европейскими номерами). При этом, по словам представителя госкомпании, привлекать к административной ответственности водителей иностранных государств, используя автоматические комплексы фиксации, не получается. В свою очередь Ликсутов заявил, что исправить ситуацию могло бы объединение баз Федеральной таможенной службы (ФТС) и МВД России.
При въезде в Россию иностранные водители обязаны оформить на свое транспортное средство режим временного ввоза. Соответственно, таможня, получив в свое распоряжение все данные о владельце автомобиля, могла бы передавать эти данные в МВД. И, если водителя зафиксирует камера фотовидеофиксации, сотрудникам ГИБДД не составило бы труда проверить данные от ФТС и выслать нарушителю штраф.
Однако, как рассказали Autonews.ru в МВД, такая схема не работает. «Согласно действующему законодательству, МВД России не имеет полномочий осуществлять информационное взаимодействие с зарубежными коллегами по указанной тематике без заключения соответствующих международных соглашений», — объяснили в ведомстве.
При этом, судя по ответу МВД, даже граждане из ближайших союзных государств, например Белоруссии, штрафы за свои нарушения ПДД не получают. Так, лишь в декабре 2018 г. между Россией и Белоруссией было заключено Соглашение об информационном взаимодействии и обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел. До этого времени никаких штрафов на автомобили с белорусскими номерами в автоматическом режиме просто не выписывали.
«В настоящее время МВД России совместно с белорусской стороной активно прорабатывает вопросы, касающиеся обмена информацией в электронном виде о владельцах транспортных средств, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные с применением специальных технических средств фотовидеофиксации», — рассказали в МВД.
Между тем в пресс-службе ФТС Autonews.ru сообщили, что вопрос по штрафам ГИБДД находится вне компетенции ведомства.
«При прохождении границы автомобили с иностранными номерами, в том числе предназначенные для личного пользования, обязательно фиксируются и оформляются в режиме временного ввоза. В наши обязанности входит контроль за тем, чтобы эти ТС вовремя покинули территорию России, — сказали в ФТС. — Но никакой общей базы с ГИБДД у нас нет. Данные по временно ввезенным автомобилям мы отдаем в ГИБДД, чтобы они фиксировались камерами при нарушении ПДД. В год осуществляется более 3 млн въездов иностранных ТС для личного пользования на территорию России. На каждый такой въезд оформляется временный ввоз. Исключения предусмотрены только в отношении ТС для личного пользования из стран ЕАЭС — они перемещаются свободно. Информация об иностранном транспортном средстве передается в МВД посредством информационных систем в режиме онлайн».
Эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений ПДД, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин рассказал Autonews.ru, что далеко не все модели комплексов фотовидеофиксации умеют распознавать иностранные госномера. Однако если технически эту задачу решить вполне реально, то с законодательной стороны возникает вопрос передачи личных данных.
«Большинство продающихся в России приборов просто не умеют фиксировать иностранные госномера, — рассказал Ласкин. — Мы потратили много времени, чтобы научить наши камеры работать на европейских, белорусских, казахских, узбекских номерах и так далее. В целом это непростая процедура, но с технической точки зрения все это возможно. В России помимо нас есть еще минимум два вендера, которые предлагают подобный функционал. Но до недавнего времени тендеры на камеры нередко составлялись так, чтобы подо все требования мог подойти только один участник. Например, в одном жарком регионе от комплексов требовалось, чтобы они работали при температуре -60 градусов. Вторая, более серьезная проблема — законодательная. Чтобы выписать штраф, нужно получить персональные данные владельца ТС. Как сейчас происходит фиксация — камера считывает иностранный госномер. Но он неперсонализирован. Далее материалы идут в ЦАФАП, где уже подгружаются данные из базы МРЭО. Никакой интеграции с аналогами российских МРЭО в европейских странах у нас нет».
Он объяснил, что в Европе решают эту проблему проще. В частности, если гражданин иностранного государства нарушил там ПДД, при выезде из страны и пересечении границы ему предъявляют составленные на автомобиль материалы и предлагают заплатить штрафы, чтобы беспрепятственно выехать из страны.
«У нас же нарушителям дается 10 дней на обжалование, потом еще 60 — на оплату. Никакого стимула оплачивать штрафы в таких условиях нет», — добавил Ласкин.
Руководитель компании «Астралаб» предложил установить особый порядок при оплате штрафов ГИБДД для иностранцев, пересекающих границу России или же заехавших в страну на условиях режима временного ввоза.
«Эти штрафы они должны оплачивать сразу же при пересечении границы, — предложил эксперт. — Можно также использовать схему, по которой работает система «Платон» для дальнобойщиков: устанавливать мобильные пункты и стационарные пункты проверок».
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что в городских условиях иностранные водители не представляют серьезных проблем: их часто проверяют инспекторы ГИБДД и лихачеств на дорогах эти автомобилисты себе не позволяют. Хуже дела обстоят на загородных трассах, где риск быть остановленным сотрудником ГИБДД гораздо ниже, а камеры фотовидеофиксации проблем не составляют.