«Сегодня прощаю, а завтра — штраф 5000 рублей»
После массового освобождения московских газонов от железных ограждений оказалось, что штрафовать за парковку на клумбах и зеленых насаждениях не получится. Как рассказал Autonews.ru источник в Московской административной инспекции (МАДИ), подавляющее большинство газонов в столице не включены в соответствующий реестр.
Получается, что оснований выписывать штрафы таким нарушителям нет: отказы в составлении протокола получают как пользователи приложения «Помощник Москвы», так и сами пешие инспекторы МАДИ — программа просто не позволяет составить протокол. При этом именно активность «народных инспекторов», по мнению чиновников, должна была стать основным сдерживающим фактором для любителей парковаться в клумбах.
Как пояснили в МАДИ, за присвоение газонам нужного статуса отвечает столичный департамент природопользования. Однако, несмотря на попытки со стороны МАДИ добиться пересмотра реестра зеленых насаждений, этого сделано не было. Теперь в профильной организации ожидают вала жалоб на отклоненные материалы от пользователей приложения. По оценке источника Autonews.ru, департаменту природопользования теперь потребуется провести большую работу по каждому газону в столице.
«К нам и сейчас приходят жалобы от жителей на то, что во дворах машины стоят прямо под окнами на газонах, — уточнил источник. — Но оказывается, что составить материалы на нарушителей не можем даже мы сами из-за того, что газона нет в реестре зеленых насаждений. Приходится по каждому случаю писать жалобы в префектуры. Но это очень долгая процедура, не меньше месяца — от газонов ничего не остается. Сейчас заборы сняли, всю эту красоту будут портить. Мы ожидаем вала жалоб и недовольства, но без действий наших коллег мы исправить ситуацию не сможем. Сотрудникам департамента природопользования придется заново проинспектировать и обновить все территории. Реестр довольно странный — иногда он срабатывает наоборот: площадка уже покрыта асфальтом, но до сих пор считается газоном».
В середине апреля на пресс-конференции заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков пообещал, что заборы вокруг газонов в столичных дворах и на улицах будут планомерно убирать. Он рассказал, что автомобилисты уже практически перестали нарушать правила парковки и выезжать на газоны.
«Заборы ломаются, создают неприглядный вид. Заграждения останутся только там, где они нужны для соблюдения требований ПДД, безопасности, у некоторых пешеходных переходов или особо опасных мест», — объяснил Бирюков.
По его словам, при ликвидации заборов уровни газонов понижаются до уровней бордюрного камня, что не позволяет загрязнять окружающие дороги — грунт не вымывает после дождей. Сбережение зеленых зон также будет обеспечивать нормативно-правовая база, предусматривающая серьезные штрафы за такое нарушение: 5 тыс. руб. для физических и 300 тыс. руб. для юридических лиц. Скидки на эти виды штрафов не действуют.
В свою очередь начальник Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Дмитрий Семенов пояснил, что жители, которые хотят сохранить ограждения во дворах, могут обратиться в управу района. А во дворах, где есть проблемы с парковками, он посоветовал устанавливать шлагбаумы.
«Кроме того, сообщения о нарушениях стоянки во дворах можно отправлять через мобильное приложение «Помощник Москвы», — напомнил чиновник.
Тем временем жители Москвы уже обратили внимание на рост случаев таких нарушений ПДД, как парковка на газонах. Нередко именно там, где еще недавно зеленые насаждения защищали заборы. Теперь же на освободившиеся поляны начали заезжать автомобили — не мешают даже бордюры.
Мнения относительно решения мэрии по демонтажу железных заборов, которые в столице по традиции красили в едкие желто-зеленые цвета, резко разделись. Кто-то сразу же назвал парковку на газоне единственной ситуацией, в которой оправдано использование приложения «Помощник Москвы».
Сами автомобилисты немедленно возмутились: иногда засыпанные грязью участки на благоустроенные газоны совсем не похожи. Посыпались и жалобы на проблемы со свободными местами на стоянках. Кроме того, возникли вопросы, как ориентироваться на некоторых участках зимой, когда сложно определить — асфальт под снегом или газон.
Предлагают и более гуманные способы: например, для начала предупреждать нарушителей о возможных штрафах и только потом наказывать при помощи приложения. «Написать записку и положить под стекло: «Сегодня прощаю, завтра фото и штраф 5 тыс. рублей», — предложил в сообществе «Автомобилисты Москвы» пользователь Олег Ларин.
В свою очередь автоюрист Илья Скрябин рассказал, что в его дворе, где постоянно ставили машины на газон, повесили объявление о том, что здесь работает «Помощник Москвы».
«Кто не понял — получил штраф. Вполне честно», — объяснил Скрябин.
Опрошенные Autonews.ru активные пользователи приложения «Народный инспектор» на нововведение отреагировали неоднозначно. Некоторые предположили, что количество таких нарушений увеличится, поскольку в столице много приезжих, которые могут быть не знакомы с действующей системой наказаний.
«Сейчас штрафы «за газон» в 90% случаев фиксируем именно мы, — рассказал Autonews.ru на условиях анонимности активный пользователь приложения «Помощник Москвы». — Но не думаю, что мы будем успевать контролировать все дворы. Да, есть люди, которые выписывают по сотне материалов в день, но таких единицы. Плюс недавно серьезно ужесточили требования к фотографиям — так, на них обязательно должна быть видна четкая граница газона с асфальтом. Это нужно, чтобы у водителя не осталось отговорок, мол, вот газон размыло и я думал, что под грязью асфальт. То есть любые сомнения трактуются в пользу нарушителей. А нам как это фиксировать — метлой, что ли, чистить асфальт под колесами? Помощники быстро теряют интерес, считая такую работу неоправданным риском. Ведь шанс, что тебя заметят и отомстят, в собственном дворе весьма велик. Никакие бонусы, которые полагаются за фиксации, этого не стоят».
Еще один инспектор из народа пожаловался, что наказывать водителей с иностранными номерами, например из Казахстана, не получается. «Им все равно, они паркуются как хотят, потому что штрафы им не приходят, — рассказал пользователь приложения «Народный инспектор». — Поэтому нужно ставить хотя бы бордюры повыше. Да и добропорядочным автомобилистами так будет понятнее. Потому что в городе очень много территорий, которые действительно не похожи на газоны, а штрафы там выписывать получается. Например, в районе Коптево я смог выписать 150 штрафов на одном и том же месте. А там просто земля. Писали в управу, просили устранить проблему. Нам отвечали, что по нормам бордюр не положен».
Другой «народный инспектор» в беседе с корреспондентом Autonews.ru обратил внимание, что в завоевании территории газонов водители часто действуют постепенно, укатывая их по маленьким кусочкам. «Сначала заедут на 10 см, я не штрафую, потом на 20 см, а в один день — уже на все пять метров. В общем, пусть паркуются, а мы баллы заработаем».
В пресс-службе МАДИ сообщили Autonews.ru, что за первые три месяца 2019 г. было выявлено 5392 факта парковки на газонах, при этом 95% случаев зафиксировали сами москвичи через мобильное приложение «Помощник Москвы».
В 2018 году инспекторы и сами москвичи зафиксировали 70 798 случаев стоянки на зеленых насаждениях (в том числе на газонах). В 2017 году — 61 177 таких случаев.
В департаменте природопользования на запрос Autonews.ru ответили, что обязанность проведения инвентаризации зеленых насаждений, а также поддержание ее результатов в актуальном состоянии «возложены на балансодержателей территорий», поэтому вопрос определения сроков завершения работ находится в их ведении.
«Отсутствие в реестре данных о территории не является основанием ее исключения из состава газонов, — объяснили в ведомстве. — Согласно действующим нормативным актам, зеленые насаждения — это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного и искусственного происхождения, а газон — это травяной покров искусственного происхождения. Поэтому определение принадлежности территории к зеленым насаждениям, в том числе газонам, возможно не только с использованием реестра, но и визуально».