Отмена +20 км/ч и скидок: в ГИБДД предложили важные изменения
Множество новых идей, которые затронут каждого автомобилиста в России, предложили руководители профильных министерств и ведомств. На конференции «Безопасная дорога» звучали и уже знакомые инициативы, которые успели найти поддержку и стали гораздо ближе к водителям. В ГИБДД советуют все здравые идеи применить уже сейчас, до введения ответственности. Разбираемся, что может измениться совсем скоро, а что — только обсуждается.
Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов предложил ежегодно рассматривать вопрос индексации штрафов ГИБДД. Кроме того, он считает необходимым лишить всех злостных нарушителей ПДД возможности платить штрафы с 50-процентной скидкой.
«На мой взгляд, должна быть организована постоянная работа по ежегодной индексации административных штрафов за нарушения ПДД. Неважно, на какие проценты. Кроме того, я считаю, что в отношении тех автомобилистов, которые системно нарушают ПДД по одним и тем же статьям, целесообразно рассмотреть возможность отмены льгот. Водители по 20–50 раз нарушают скоростной режим, а мы их таким образом только стимулируем. Это странная льгота», — пояснил Ликсутов.
Чиновник по сути повторил прозвучавшее совсем недавно предложение Госавтоинспекции, где также предложили отменить 50-процентную скидку на оплату всех повторных штрафов, пришедших за минимальное превышение скорости. Сейчас, согласно КоАП, абсолютно все штрафы за превышение скорости до 40 км/ч можно оплатить с дисконтом в 20-дневный срок. Льгота перестает действовать, только если водитель повторно в течение года нарушил скоростной режим на 40 км/ч.
Однако в ГИБДД считают, что такие поблажки только стимулируют систематически нарушающих правила дорожного движения автомобилистов продолжать игнорировать ПДД. В свою очередь в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) такие штрафы со скидками называли «платой за проезд» для стритрейсеров.
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников высказал идею обязать водителей, перевозящих в машине детей, ездить со скоростью на 20 км/ч ниже разрешенной. В беседе с корреспондентом Autonews.ru он уточнил, что такую обязанность водителей необходимо прописать в ПДД. При этом глава ведомства подчеркнул, что жесткого администрирования такой нормы не планируется. По его мнению, при обучении в автошколах такое поведение должно войти для водителей в привычку.
«К примеру, у нас в ПДД сейчас прописано: если едешь с прицепом, твоя скорость не должна быть выше 70 км/ч. И все, это откладывается у тебя в памяти. То же самое и в случаях, когда везешь ребенка: просто едешь медленнее установленной скорости на 20 км/ч. Сейчас родители подвергают собственных детей опасности. Если папе надо куда-то успеть, он все равно едет быстро. А теперь, если человек будет учиться в автошколе и это условие, ехать медленнее на 20 км/ч, будет прописано в ПДД, будущий водитель это запомнит. Каждый километр — это 3% тяжести последствий ДТП. В 2018 г. 380 детей погибло в машинах у взрослых».
Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что снижение нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч может произойти уже в 2019 году.
«Все зависит от Госдумы и Министерства транспорта. Эта практика должна быть распространена на все города России. В настоящее время в Москве есть ряд улиц, где при ограничениях 50 км/ч автомобилисты едут со скоростью 70 км/ч. Это недопустимо», — отметил Ликсутов.
Однако в ГИБДД на этот счет свои прогнозы: вступление в силу соответствующей нормы предлагают отложить минимум на два года. Это, как ранее говорил глава ГИБДД Михаил Черников, необходимо для организации масштабного мониторинга скоростных режимов и приведения обстановки дорог в соответствие реальным условиям.
Заместитель председателя правительства России Максим Акимов, который поддержал такую инициативу, также заявлял, что без всестороннего изучения вопроса никаких решений приниматься не будет.
Для МВД и Министерства транспорта впервые прозвучало прямое руководство к действию: проверить федеральные трассы на предмет возможности увеличения допустимой скорости движения. Соответствующее поручение ведомствам дал заместитель председателя правительства России Максим Акимов. Речь идет о трассах, где скорость ограничена 90–120 км/ч. При этом никаких послаблений на улично-дорожной сети в пределах населенных пунктов не будет.
«В ближайшее время в России появится огромное количество дорог, которые будут иметь современный вид, включая хорошую освещенность, отсутствие светофорных объектов, — сказал Акимов. — Необходимо провести работу по проверке возможности повышения скоростного режима там, где для этого есть условия. Это касается федеральных трасс, на которых ограничение скорости сейчас находится в диапазоне 90–120 км/ч. Но с другой стороны, что касается населенных пунктов, то наша позиция бескомпромиссна. Так, если мы видим ограничение скорости в 60 км/ч, то сейчас к ней прибавляют еще 20 км/ч. И шансов выжить у пешехода нет никаких».
Теперь МВД совместно с Минтрансом и другими заинтересованными органами должно подготовить дорожную карту и оказать максимальную поддержку регионам в определении сбалансированного скоростного режима. Как рассказывали в ЦОДД, на подобных высокоскоростных трассах, в частности, должны отсутствовать пересечения с пешеходными переходами, не должно быть светофоров, а потоки — разделены.
Однако даже когда МВД и Минтранс найдут и предложат первые участки, где можно будет без угрозы роста аварийности повысить скоростной режим, встанет вопрос об изменениях в ГОСТах. По оценкам специалистов отрасли, такие изменения в Госстандартах могут занять годы.
Качество обучения водителей до сих пор вызывает серьезную критику в ГИБДД, где ранее уже предложили свои идеи на этот счет, а именно — усложнить процедуру сдачи экзаменов, объединив «площадку» и «город». Такая перспектива ждет водителей в 2019 году.
Однако и у других ведомств, например Министерства транспорта, есть свои дополнительные идеи на этот счет. Там требуют вернуться к вопросу разделения обучения водителей на обычных автомобилистов, которые не будут вести коммерческую деятельность, и на профессионалов.
В МВД сказали, что разделить людей необходимо, но окончательных вариантов, как это сделать, пока нет. От идеи Минтранса выдавать профессиональные права с соответствующей отметкой ранее уже отказались. Сейчас обсуждают вариант, при котором Госавтоинспекция будет оценивать первоначальные навыки водителей, допускать их к управлению, а в дальнейшем профессиональному водителю нужно будет пройти дополнительный курс обучения, который разработают в самом Минтрансе. Позже замглавы Госавтоинспекции Владимир Швецов напрямую заявил о том, что выступает против раздельного обучения водителей-профессионалов и автомобилистов-любителей.
Эксперты отрасли подняли проблему иностранных водителей, которые злостно нарушают ПДД, устраивают аварии, но при всем этом у ГИБДД нет возможности выписывать им штрафы. Несмотря на многочисленные заверения ответственных ведомств, видеокамеры до сих пор не могут считать большинство госномеров на автомобилях иностранных государств.
Так, в «Автодоре» рассказали, что в одной только Смоленской области на трассе М1 «Беларусь» доля ДТП с участием иностранных граждан составила 49,3% — аварийность растет, а наказывать иностранцев за нарушение ПДД не получается. Об этом же заявил и глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. По его статистике, ГИБДД выносит только 1% штрафов по итогам всех зафиксированных ДТП. Он объяснил, что для изменения ситуации необходимо интегрировать базы Таможенного союза и МВД России.