«Они сидят лицом в телефоне». Байкеры жалуются на автомобилистов
Столичные власти объявили о скором открытии мотосезона в Москве — 4 мая состоится мотопарад. Колонна начнет движение от проспекта Академика Сахарова и проедет по Садовому кольцу. Ожидается, что в заезде примут участие более шести тысяч байкеров.
Впрочем, мотоциклисты по всей России уже готовы к новому сезону. Напоминаем автомобилистам, как избежать аварий с новыми участниками дорожного движения.
Пользоваться зеркалами заднего вида с возвращением мотоциклистов на дороги придется активнее. Причем, как рассказывают эксперты, даже в этом простом процессе есть свои особенности.
«Если зимой водитель смотрит преимущественно в боковые зеркала, то весной нужно чаще поглядывать именно в салонное зеркало заднего вида, — рассказал Autonews.ru замгендиректора «Русского АвтоМотоКлуба» (РАМК) Андрей Барсуков. — В поле охвата боковых зеркал мотоциклисты попадают гораздо позже. Зимой автомобилисты вообще почти не смотрят в зеркала, если не планируют перестроение, фокусируясь на том, что происходит впереди. До зеркал дело доходит при попадании в пробку либо при резком вынужденном торможении. Весной самое время начать обращать внимание на зеркала не только предваряя маневры. Увидев мотоциклиста в салонном зеркале, стоит продолжать движение без каких-либо резких маневров».
Напоминание про поворотники полезно всем участникам движения, но для байкеров этот сигнал — один из самых важных на дороге. «При любом перестроении нужно включать поворотники, — объясняет Барсуков. — Мотоциклисты чутко следят за сигналами автомобилей и моментально реагируют, в то время как автомобилисту требуется гораздо больше времени, чтобы отследить движение мотоцикла и правильно отреагировать».
Стоя на светофоре, высаживая пассажиров и тем более находясь в движении, нельзя приоткрывать двери, не убедившись в отсутствии мотоцикла рядом. Именно такие случаи часто становятся причиной хоть и незначительных, но травм. О некоторых примерах Autonews.ru рассказали участники группы «Настоящий мотоциклист».
«Была пару раз проблема: у водителей не работал стеклоподъемник, и они не глядя открывали дверь, чтобы выбросить сигарету из окна. Итог — мотоцикл в салоне», — поделился пользователь.
«Также нужно быть внимательнее при необходимости съехать на обочину. Скорость мотоциклистов выше, и обочиной для езды в пробке они не пренебрегают: не посмотрев в зеркало заднего вида, можно спровоцировать ДТП. А еще не забывайте о необходимости пропускать помеху справа», — добавил представитель РАМК.
Мотоциклисты жалуются, что постоянно сидящие в соцсетях во время движения автомобилисты стали привычным делом в пробках. «Раньше опасность в основном исходила от таксистов — они могли ехать медленно в среднем ряду и смотреть в телефон, пытаясь понять, как пролегает их маршрут, — рассказал участник группы «Настоящий мотоциклист». — Теперь же в любой пробке водители утыкаются в телефоны. Вечером на Кутузовском проспекте в Москве 90% сидят лицом в телефоне. А неожиданное появление мотоцикла для таких водителей становится шоком, некоторые зачем-то начинают совершать ненужные маневры. Но для мотоциклистов в первую очередь важна возможность прогнозировать ситуацию. Поэтому не надо совершать никаких резких движений».
Эксперты предупреждают: с началом летнего сезона нужно быть готовым к появлению и любителей быстрой езды. Причем мотоциклисты, в силу высокой маневренности, могут даже с соблюдением скоростных ограничений двигаться гораздо быстрее потока. Поэтому даже такие привычные маневры, как перестроения, нужно совершать более внимательно.
«Бывает, что водители начинают плавно выезжать в левую полосу магистрали прямо перед тобой или резко высовываются из ряда в пробке, чтобы посмотреть, насколько растянулся затор, — мотоциклист за доли секунд может оказаться в боку вашего автомобиля, если вы не удостоверились в безопасности маневра», — написал один из байкеров.
Вечным спором между автомобилистами и мотоциклистами остается езда в междурядье. Согласно ПДД, движение транспортных средств по дорогам должно осуществляться строго по обозначенным полосам, без нарушения разметки. В целом получается, что мотоциклист может ехать рядом с автомобилем в одной полосе — но зачастую ширины полосы для этого недостаточно, или же мотоциклисты опасаются подъезжать к машинам слишком близко и поэтому двигаются между рядами по разметке. Отсюда, как обратила внимание президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталье Агре, и возникают аварийные ситуации.
«Проблема с ездой по междурядью стоит очень остро, особенно учитывая, что наши автомобилисты любят посидеть в телефонах за рулем, — сказала Агре. — Одно неосторожное виляние автомобилем, и можешь сразу получить труп. Я считаю, что езду по междурядью можно было бы разрешить при определенном скоростном ограничении. Например, можно разрешить мотоциклистам лавировать в пробках, так для них было бы даже безопаснее двигаться. Сейчас получается, что мотоциклисты ездят хаотично, могут неожиданно появиться и слева, и справа. Чтобы сделать движение мотоциклистов более организованным, я бы вернулась к вопросу о езде по выделенным полосам».
Вопрос о допуске мотоциклистов на выделенки для общественного транспорта за последние годы поднимался несколько раз. Однако в 2017 г. споры окончательно прекратил глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. Он рассказал, что результаты проведенного эксперимента показали, что такое решение нецелесообразно, так как автобусы и такси, перестраиваясь, выезжая из карманов на остановках, создают проблемы для движения. Представители мотосообщества такое решение раскритиковали и назвали его нелогичным, поскольку в 2015 г. в ПДД вступили в силу изменения, которые разрешили ездить по выделенным полосам велосипедистам и водителям мопедов с объем двигателя не более 50 кубических сантиметров.
С января по декабрь 2018 года в России зафиксировано 168 099 ДТП (на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года). Из них 4,5 тыс. — с участием мотоциклистов (+5,1%). По данным Госавтоинспекции, мотоциклы есть примерно у 3% россиян, причем половина байкеров никогда не попадали в аварии. Более чем у 80% байкеров водительский стаж превышает пять лет. Больше всего опытных мотоциклистов — в Москве.
По данным ведомства, абсолютное большинство байкеров, которые погибают в ДТП, — мужчины (99%) в возрасте 22–38 лет (60%). Чаще всего смертельные ДТП происходят в теплое время года. Рост смертности мотоциклистов на дорогах, по статистике, начинается уже в апреле, а снижается лишь к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов считаются выходные — тогда происходит больше всего аварий.