«Устали надеяться». Почему автомобили в России продолжат дорожать
Новые легковые автомобили в России продолжат дорожать в 2019 году. Как признались в беседе с Autonews.ru топ-менеджеры ведущих марок и опрошенные эксперты, никаких стимулов для замедления этого процесса, как и надежд на откат курса евро к прошлым значениям, у них не осталось.
Об этом, в частности, рассказал глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. По его оценке, в России автомобили все еще стоят дешевле по сравнению с основными европейскими рынками, поэтому потенциал для дальнейшего роста еще есть.
«Мы все еще стараемся реагировать на курсовые колебания не так резко, но стоимость производства автомобилей тоже растет, — объяснил Озегович Autonews.ru. — Да, локализованное производство дает преимущество. Но цены на металл, пластик, нефть исчисляются в евро и долларах, и они растут. Поэтому приходится искать баланс между потерями, которые мы готовы терпеть, и ценами на автомобили, которые россияне готовы принять. Также в начале года к стоимости автомобилей нам пришлось добавить +2%, чтобы учесть рост НДС, но это была автоматическая реакция на экономическую ситуацию».
Озегович назвал 2019 г. сложным в плане продаж автомобилей. Многое в этом периоде, по его мнению, будет зависеть именно от политической обстановки, причем не только в России.
«Глобальная ситуация сейчас очень непростая — как будут взаимодействовать США и ЕС, как пройдет Brexit, как будут развиваться отношения Китая и США. Одни вопросы. И все это обязательно окажет влияние на курсы валют и цены на нефть. И конечно, важно, что будет происходить в России. В частности, с покупательской способностью. Но при всем этом я вижу в России все шансы для экономического роста. И российское правительство может поддержать рынок. Сейчас самое подходящее время для этого — продажи автомобилей все еще невелики. Но пока предлагаемые программы стимулирования спроса скорее номинальные. Суммы выделены совсем небольшие и распределяются они несправедливо, поэтому особого влияния на рынок в нынешнем виде эти инструменты не окажут».
В свою очередь глава марки Skoda в России Ян Прохазка считает, что ждать возвращения прежних значений курса евро и доллара уже не имеет смысла, поэтому цены продолжат все точнее адаптироваться к текущей ситуации.
«К сожалению, цены на автомобили будут расти и дальше, текущий курс рубля не позволяет надеяться, что будет лучше и появится какая-то стабильность. Много лет мы верили в лучшее, мы помнили, когда евро стоил 40 руб., и надеялись, что евро будет стоить не дороже 50 рублей. Сейчас мы уже просто надеемся, чтобы курс не поднялся выше 75 рублей за евро. Все ресурсы, которые позволяли сдерживать цены, исчерпаны. При этом автомобили за границей стоят гораздо дороже, чем в России. Конечно, я не говорю, что цены должны сравняться, потому что в России совершенно другие зарплаты. Но роста цен нам не избежать».
Старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор рассказал, что Renault и АвтоВАЗ учли повышение ставки НДС, в дальнейшем, по его словам, брендам придется приспосабливаться к курсовым колебаниям.
Глава Bentley в России Кристиан Шлик признался, что марка также регулярно обновляет цены, но заверил, что резких скачков в стоимости люксовых автомобилей не происходит.
Между тем источники Autonews.ru в отрасли рассказывают, что рост цен — вынужденная мера и на самом деле повышать цены никто не хочет, прекрасно понимая, как это будет отражаться на спросе. Однако ресурсов для удержания цен, а тем более демпинга, который раньше могли позволить себе Kia и Hyundai, просто не остается.
«Корейским популярным маркам в этом году придется сложнее, потому что помимо завоевания доли рынка им нужно показывать прибыль, соответственно, повышение цен может оказаться более драматичным, нежели у других брендов», — отметил один из участников рынка.
Однако в Kia на вопросы о ценах не раз отмечали, что их стратегия — не инициировать рост первыми, а дожидаться действий конкурентов.
Опрошенные эксперты и аналитики прогнозируют, что по итогам года автомобили в России подорожают не менее чем на 10%, и это только при условии стабильного курса рубля. Так, к примеру, считает генеральный директор консалтинговой компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер. По его мнению, цены в первую очередь будут расти в эконом-сегменте.
В свою очередь аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов главным фактором сдерживания цен называет усиление конкуренции между брендами.
«Сейчас конкуренцию во всех ценовых сегментах рынка стимулирует только снижение обеспеченного спроса, — объяснил Антонов. — Рынок сейчас очень сжат, борьба за покупателя обостряется. При этом продажи хоть и растут в абсолютном выражении, происходит это в основном за счет бюджетного сегмента. А в этой нише сдерживание цен считается едва ли не главным инструментом в борьбе за долю на рынке. Поэтому бюджетные модели брендов Lada, Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda, Ford, Hyundai, Kia и ряд других до конца года будут дорожать сдержаннее, чем рынок в целом. И если в среднем автомобили по итогам года могут подорожать на 10–12%, то в бюджетном рост будет на 1,5–2% ниже бенчмарка, а в среднеценовом сегменте — на 3–4%», — полагает Антонов.
Основная масса автопроизводителей уже с конца января активно начала повышать цены. По данным аналитического агентства «Автостат», автомобили дорожали в пределах отметки 5%. При этом у некоторых марок зафиксирован минимальный рост на отдельные модели или комплектации.
Например, у Volvo и Kia нижняя граница повышения цен составила 0,4% и 0,9% соответственно. Примерно так же поступили Cadillac и Mazda — рост цен на их модели начался с 0,8% и 0,9%. Отдельные модели Ford подорожали на 1%, а некоторые более чем на 6%. Модели, рост цен на которые превысил 6%, есть у нескольких марок: Mercedes-Benz, Porsche, Toyota и Citroen.
Меньше всего выросли цены на Haval, Chevrolet и отечественный УАЗ — всего на 1,6 — 1,9%. Не более чем на 3% подорожали автомобили Smart, Mitsubishi, Hyundai, BMW и Fiat. Французский Renault в январе ограничился повышением цен только на два автомобиля: универсал Dokker и кроссовер Koleos. Большинство комплектаций этих моделей подорожали на сумму от 15 до 39 тыс. руб.
В начале марте настала очередь и других моделей: седанов Logan и Logan Stepway, а также хэтчбеков Sandero и Sandero Stepway. Все комплектации этих автомобилей 2019 модельного года прибавили в цене от 10 до 14 тыс. руб. Теперь самая доступная версия седана Renault Logan 2019 модельного года оценивается в 564 тыс. руб., топовая комплектация предлагается к продаже за 825 990 руб. Его кросс-версия Logan Stepway получила новые ценники в пределах от 675 990 до 871 990 руб. Хэтчбек Sandero в марте доступен от 564 000 до 802 990 руб., а Sandero Stepway стоит от 722 990 до 910 990 руб.
Модели Ford подорожали на сумму от 9 до 19 тыс. руб. На этот раз рост цен затронул все комплектации седана Mondeo, кроссовера Kuga, а также семейств Focus и Fiesta. Меньше всего подорожал седан Mondeo — все его восемь комплектаций стали дороже на 9 тыс. руб. и сейчас стоят от 1,55 млн до 2,21 млн рублей. Кроссовер Kuga подорожал сильнее — на 17 тыс. руб. Теперь его новые цены находятся в диапазоне от 1,56 до 2,19 млн руб. Столько же — 17 тыс. руб. — прибавили и все комплектации седанов, хэтчбеков и универсалов Ford Focus. Максимальный рост цен — на 19 тыс. руб. — зафиксирован у седана и хэтчбека Ford Fiesta.