Штрафы за езду без ОСАГО: когда камеры начнут фиксировать нарушение
Камеры фотовидеофиксации уже сейчас могут без проблем отслеживать нарушителей, выезжающих на дороги без полисов ОСАГО, а процент ошибок и расхождений в составленной страховщиками и переданной в МВД базе ничтожно мал. И тем не менее проект до сих пор не запущен.
Окончательное объединение баз данных и запуск системы фотовидеофиксации езды без ОСАГО в Москве должен был состояться в январе, после чего практику рассылки «писем счастья» планировали распространить и на другие регионы. Autonews.ru выяснил, почему штрафы за это нарушение все еще не приходят.
Источники издания «Коммерсантъ» связали перенос сроков запуска проекта с тем, что в базе ОСАГО все еще часто встречаются ошибки: информация по 6 млн полисов из 38 млн требует исправлений.
В РСА в ответ на запрос Autonews.ru категорически опровергли эти данные. «Информация о том, что сейчас база РСА содержит шесть миллионов ошибок, не соответствует действительности. Это всего лишь количество полисов ОСАГО, в которых отсутствуют данные о госномере автомобиля. Записей о машинах, для которых в базе РСА есть полис ОСАГО, а в базе ГИБДД сведений о них нет, менее 1%», — объяснили в пресс-службе.
Страховщики уточнили, что такие расхождения обусловлены рядом особенностей заключения договоров ОСАГО. Например, можно застраховать новый автомобиль прямо в дилерском центре еще до получения госномера и постановки машины на учет в ГИБДД. После чего автомобилисты, хотя и обязаны сообщать эту информацию в страховые компании, часто об этом забывают. Поскольку за непредставление такой информации не предусмотрено никакой ответственности, чаще всего страховые компании получают эти сведения уже спустя год, когда водитель приезжает продлевать договор.
«Но проверить информацию о том, оформлен ли на автомобиль полис ОСАГО, можно не только по госномеру, но и по VIN, номерам шасси и кузова — то есть по четырем параметрам одновременно, никакой дополнительной нагрузки на базу и лишних действий это не требует, — добавили в РСА. — Это не ошибка, а необходимость просто проверить еще одну цепочку. Конечно, ошибок из-за человеческого фактора в целом не избежать — их могут допустить операторы при вводе цифр госномера или VIN-номера в страховую базу. Но представить, что ошибки будут по всем четырем параметрам, довольно сложно».
Страховщики пообещали, что достаточная чистота баз для запуска штрафов с камер за отсутствие ОСАГО будет обеспечена к 1 марта — к этой дате показатель отклонений будет оцениваться в десятые доли процента. Однако отвечать на вопрос о том, означает ли это, что уже в марте водители начнут получать штрафы за езду без ОСАГО, в РСА отказались.
Источник Autonews.ru, близкий к ситуации, рассказал, что сейчас продолжается обогащение базы и со стороны ГИБДД. По его словам, с самого появления идеи о фиксации таких нарушений с помощью видеокамер в МВД всячески пытались отстраниться от процесса, а сейчас затягивают внедрение идеи.
«Изначально в Москве проект планировалось реализовать, используя исключительно мощности Центра организации дорожного движения (ЦОДД), однако из-за законодательных особенностей оказалось, что все должно проходить через МВД, — пояснил осведомленный источник. — Но в ведомстве не заинтересованы напрямую в развитии этого проекта: штрафы за езду без полиса ОСАГО уходят в муниципальный бюджет, МВД от этого ничего не получает, только негатив со стороны общественников. Возникает риск недовольства, а МВД этого не надо».
В департаменте транспорта Москвы, напротив, заинтересованы в проекте: вся инфраструктура у них есть, а без полисов по столице ездит немало водителей, можно быстро оценить, сколько дополнительных штрафов поступит в городской бюджет, добавил источник.
В МВД на критику предпочитают не реагировать. Там Autonews.ru сообщили, что совместно с РСА ведомство прорабатывает техническую возможность фиксации нарушений. «В частности, ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и РСА. До завершения указанных работ правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по данному составу административного правонарушения не осуществляется и будет начата по мере технической готовности информационных систем», — объяснили в МВД России.
Схема взимания штрафа в целом уже проработана. Перед тем как не оформивший полис ОСАГО водитель получит штраф, он должен будет два раза попасть в объектив камеры — с разницей в 10 дней. Именно столько времени есть у автомобилистов, согласно законодательству, на то, чтобы оформить полис ОСАГО после покупки машины или после истечения срока действия текущего документа.
Согласно ч.2 ст.12.37 КоАП, штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. Однако остался нерешенным вопрос о периодичности оформления протоколов. Так, ранее предполагалось, что каждый раз, когда водитель будет проезжать под камерой, это будет считаться отдельным нарушением, за которое отправят квитанцию. На этом же настаивали и страховщики. Но пока окончательного решения нет — этот вопрос до сих пор прорабатывается в МВД России.
При этом проверить, как работает система фиксации на практике, невозможно из-за жестких законодательных норм. Ранее в РСА предлагали рассылать «письма счастья» в тестовом режиме, лишь предупреждая водителей о необходимости оформить полис ОСАГО. Однако оказалось, что игнорировать факт неотвратимости наказания невозможно: согласно законодательству, если подобное нарушение фиксируется, то неминуемо должен последовать административный штраф.
Тем не менее в РСА смогли оценить, что в Москве без полисов ОСАГО ездят примерно 6% водителей. В сентябре 2018 г. страховщики рассказывали, что всего по России около 4–5 млн автовладельцев не купили ОСАГО (тогда же в РСА говорили о 3% возможных ошибочных данных, которые содержатся в базе). Сейчас страховщики заявили, что их число успело снизиться до 2 миллионов.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов поддержал позицию МВД создать максимально точную базу данных. Однако он считает, что без введения тестового режима узнать, каково реальное количество ошибок, будет практически невозможно.
«В МВД перестраховываются, и это можно понять, — считает Шкуматов. — Так, штрафы с видеокамер у нас выписываются по принципу презумпции виновности. И вот представьте ситуацию: в Москве и области мы имеем около 7 млн автомобилей. Каждый день водитель проезжает в среднем под пятью камерами. Звучали предложения присылать штраф чуть ли не за каждый такой проезд. Представим, что в базе есть всего лишь 1% ошибок — получается 350 штрафов каждый день. Учитывая, что приходят они не сразу, то человек еще долго будет кататься и собирать «письма счастья». И когда они придут к получателям, то можно не сомневаться, что тысячи водителей хлынут в отделения ГИБДД их обжаловать».
По его словам, погрешность даже в 0,1% — это большая проблема. По оценке Шкуматова, даже если страховщики обновят базу к 1 марта, понадобится дополнительное время на синхронизацию с данными ГИБДД, соответственно, в ближайшее время запуска системы ожидать не стоит.