Статьи, 07 фев 2019, 12:03

«Слушай, Яндекс!» Как работает новая мультимедиа

Стоит ли менять штатную медиасистему на комплект «Яндекса», как работает готовое решение в серийном автомобиле, почему Алиса не всегда откликается на свое имя и при чем здесь Скарлетт Йоханссон
Читать в полной версии
Фото: Олег Лозовой / РБК

Трижды повторяю «Привет, Алиса!», но результата нет — медиасистема Nissan X-Trail упорно молчит. Лезу в настройки проверить, включена ли вообще функция распознавания голосовых команд, и только тут понимаю, что на Алису X-Trail и не должен откликаться. Ключевой является фраза «Слушай, Яндекс!», и на нее встроенная мультимедиа реагирует четко.

Для того чтобы X-Trail услышал водителя, нужно приглушить звук аудиосистемы, иначе распознать команду машина не сможет. Но если услышал — добро пожаловать в дивный новый мир, где с электронным мозгом можно общаться вполне человеческим языком. Правда, это все-таки не умная Алиса, способная поддержать простой разговор, рассказать сказку или поиграть с пользователем в «Города». Но возможность продиктовать навигатору адрес или точку интереса, не отвлекаясь на вбивание названий пальцем, уже сама по себе дорогого стоит.

Понятно, что голосовое управление — давно не новинка, но «Яндекс» действительно четко распознает речь и разговаривает не синтезированным, а вполне человеческим голосом Татьяны Шитовой, которая озвучивала Алису для всех сервисов «Яндекса» и дублировала в кино Скарлетт Йоханссон. А то, что помощник не сразу реагирует на ключевую фразу, вполне объясняется намеренным загрублением системы распознавания — слишком чувствительная начнет то и дело включать микрофон, реагируя на любой посторонний шум.

Именно поэтому система дает возможность вовсе отключить реакцию на ключевую фразу, чтобы вызывать помощника только после касания микрофончика на экране. Жаль, что на новом руле модернизированного X-Trail нет отдельной клавиши включения микрофона, хотя во всем остальном мультимедиа «Яндекса» интегрирована в машину очень качественно.

Сама по себе система «Яндекс.Авто» — это головное устройство на базе Android, упакованное в корпус формата медиасистемы Nissan Connect и идеально вписанное в интерьер. Поэтому клавиши самого устройства абсолютно функциональны, как и кнопки управления мультимедиа на руле. У системы четырехъядерный процессор, 2 Гб оперативной памяти, 16 Гб флеш-памяти для приложений и их данных, 10-дюймовый дисплей с разрешением 1024х600 точек.

По меркам современных смартфонов этого маловато, но для устройства с ограниченным функционалом вполне достаточно. Во всяком случае, на касания система реагирует без задержек, экраны перемещает плавно и адекватно меняет масштаб карты в ответ на щипковые движения пальцами. В системе есть 4G-модем с SIM-картой и оплаченным годовым трафиком, хотя можно обойтись и без нее, если раздавать интернет со своего телефона. Совсем без сети «Яндекс» будет работать только с заранее загруженными картами.

В левой части экрана находится полоска с основными пунктами меню, которые могут меняться в зависимости от частоты использования: домашний экран с приложениями и браузером, навигатор, музыка, погода, голосовой помощник и настройки. Последние касаются только самого «Яндекса», а вот найти, например, установки Bluetooth или звука через меню системы нельзя. Для этого предназначена правая вращающаяся рукоятка аппарата. Физические клавиши по бокам от экрана делают ровно то, что на них написано.

Тем, кто хоть раз ездил на каршеринге «Яндекса», система покажется очень знакомой. Для начала она приветствует водителя информацией о трафике и погоде, а потом открывает экран навигатора, чтобы можно было задать маршрут. Интеграция всех сервисов удобна тем, что к навигатору можно потом не возвращаться: система продолжит давать подсказки в фоновом режиме. Но самый удобный вариант — когда большую часть экрана занимает карта, а управление музыкой и прием телефонных звонков осуществляется на правой боковой панели, которую можно убрать с экрана и вернуть на него в любой момент.

Для того чтобы персонализировать систему, нужно войти в свой аккаунт, но отдельного пункта меню для этого нет. Правильный алгоритм таков: сначала нужно запустить навигатор, войти в его настройки и там ввести данные своей учетной записи. «Яндекс» подгрузит сохраненные точки интереса, а также историю поиска и начнет правильно реагировать на фразы типа «Поехали домой».

Только после введения логина в навигаторе собственный аккаунт отобразится в настройках «Яндекс.Радио», где его нужно будет активировать, чтобы сформированные «Яндексом» музыкальные каналы соответствовали личным вкусам. Но возможность слушать отдельные альбомы или композиции в этой версии системы все равно не появится. Увы, на X-Trail не реализовано приложение «Яндекс.Музыка», а точно настраивать свои предпочтения в «Радио» можно лишь ползунками «спокойнее — энергичнее» или оценкой каждого конкретного трека.

Для доступа к музыкальным файлам на USB-флешке система запускает приложение AIMP, и это пока самое слабое место. У плеера сложная структура управления, экранные клавиши заползают на левую полоску меню, а для того, чтобы отобразить структуру папок, придется полазить по неочевидным пунктам меню программы. Но главная беда в том, что AIMP не запоминает трек после выключения системы, что, например, делает очень неудобным прослушивание аудиокниги. В итоге удобнее это оказывается делать через Bluetooth с телефона.

Ниссановцы заявляют, что имеющееся сейчас решение — это система первого поколения, которая будет постоянно обновляться. Полноценная «Яндекс.Музыка» и нормальный MP3-плеер появятся в течение года, причем владельцам машин ничего не надо будет делать — при появлении обновления система выдаст уведомление и предложит скачать и установить апдейт.

С камерой заднего вида немного сложнее. Технически «Яндекс.Авто» может работать с камерой, но пока эта возможность заблокирована из соображений безопасности. В Nissan утверждают, что решение есть, и уже весной дилеры начнут самостоятельно предлагать такую опцию за доплату. А официальное решение появится в течение года, причем в систему будет интегрирована не только камера заднего вида, но и функция кругового обзора.

Пока же встроенный «Яндекс.Авто» умеет примерно то же, что и другие штатные системы с поправкой на доступ к сети. Навигатор, как и на телефоне, ловко прокладывает маршруты в объезд пробок и по пути может предложить альтернативные варианты. Прогноз погоды всегда актуален, а возможности радиоподборок позволяют без труда найти музыку под настроение.

С января «Яндекс» начал продажи собственных головных устройств для самостоятельной установки на автомобили. Сегодня в ассортименте есть системы для Renault Kaptur и Duster, Volkswagen Polo, Lada Xray и Vesta, Nissan Qashqai, Toyota RAV4, Skoda Rapid и Kia Rio. Розничная стоимость аппарата — 29 900 руб., и вопрос о том, стоит ли платить за установку нештатной системы с «Яндексом», остается открытым.

Но при покупке нового автомобиля у дилера выбор из «Яндекс.Авто» и штатной системы, за которую тоже просят немалых денег, кажется вполне решаемым. Отдавать деньги за чужие карты, чтобы потом все равно пользоваться за рулем собственным смартфоном, не имеет никакого смысла.