«Мы не знаем, где машина». За сломавшийся Jaguar отсудили 42 миллиона
Необычные судебные тяжбы второй год продолжаются между автомобилистом из Ленинградской области Алексеем Кравченко и компанией Jaguar Land Rover. За то, что принадлежащий Кравченко подержанный седан Jaguar XJ 2013 года выпуска стоимостью 2,35 млн руб. два раза отправляли на ремонт более чем на 45 дней, автовладелец уже отсудил порядка 40 млн рублей.
Соответствующее решение Приозерского городского суда Ленинградской области есть в распоряжении Autonews.ru. В представительстве автокомпании заявили, что такое решение привело к незаконному обогащению водителя. Компания Jaguar Land Rover уже подала апелляцию.
Кравченко купил Jaguar XJ в конце 2016 г. у официального дилера по программе для автомобилей с пробегом. На тот момент седан еще находился на гарантии. Автомобилист пользовался машиной около полугода — в мае 2017-го он продал Jaguar XJ некоему гражданину Хаутиеву. Спустя всего пару дней Кравченко получил от него требование расторгнуть договор, поскольку у автомобиля не заводился мотор, что и было сделано (в решении суда указано, что собственником автомобиля снова стал Кравченко). Согласно материалам дела, 23 мая 2017 г. иномарку доставили обратно в дилерский центр «Рольф Эстейт Санкт-Петербург», где ее и приобретали. Там составили акт приемки-передачи.
Гарантийный ремонт продолжался чуть больше двух недель — до 9 июня 2017 года: из строя вышел электронный блок управления системой запуска двигателя. Из акта выполненных работ следует, что при проведении гарантийного ремонта специалисты починили электропроводку, заменили блок управления системой бесключевого запуска, а также провели считывание кодов неисправностей.
В этот же день Кравченко забрал автомобиль, однако уже спустя несколько часов оказалось, что мотор у Jaguar XJ снова не заводится. Дилер составил новый акт приемки-передачи, уже от 9 июня. Позже выяснилось, что из строя вышел тот же самый блок, который меняли по гарантии.
По словам Кравченко, 12 июля 2017 г. он приехал проверить готовность автомобиля, но работы еще не закончили, а на Jaguar появились повреждения: был сломан датчик давления и проколото колесо. Кравченко уверяет, что машину повредили у дилера. Отремонтированный седан автовладелец получил лишь 14 июля 2017 г., что подтверждается документами. Мастера, в частности, еще раз заменили блок бесключевого доступа. В общей сложности ремонт автомобиля занял более 45 дней — с 23 мая по 14 июля 2017 года.
При подписании второго акта приема-передачи автовладелец решил выразить свое недовольство, указав, что так и не узнал причин поломки, пожаловался на затягивание сроков ремонта, а также на повреждения автомобиля. Примечательно, что после этого именно Хаутиев, то есть отказавшийся от машины покупатель, а не сам Кравченко, написал претензию в представительство марки.
Поводом стало то обстоятельство, что согласно закону «О защите прав потребителей» покупатель товара может расторгнуть договор купли-продажи, если в течение хотя бы одного года гарантии не мог пользоваться этим товаром более 30 дней. Первое письмо с претензией в представительство не дошло, а второе пришло уже после завершения ремонта. На него в офисе Jaguar Land Rover ответили отказом, так как на момент получения претензии необходимый ремонт был завершен и автомобиль был передан владельцу в технически исправном состоянии.
Поскольку акт приемки был подписан, в компании решили, что клиент согласился с бесплатным выполнением ремонта. Позже уже сам Кравченко обратился в суд, но сделал это только 21 мая 2018 г. — согласно законодательству, на подачу подобных претензий отводится срок до трех лет.
В суде владелец Jaguar XJ Кравченко потребовал от производителя выплатить ему разницу между стоимостью приобретенного и аналогичного нового автомобиля, компенсировать моральный вред, а также заплатить неустойку за каждый день с момента получения претензии автопроизводителем, то есть за 397 дней. Истец утверждал, что все это время после ремонта автомобиль не эксплуатировался.
Суд первой инстанции полностью встал на сторону автомобилиста, согласившись с тем, что в течение года, пока машина была на гарантии, на неоднократное устранение различных недостатков в совокупности ушло более 30 дней.
«В соответствии с законом «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки», — говорится в решении суда.
Судья постановила взыскать с ООО «Ягуар Ленд Ровер» разницу между стоимостью спорного автомобиля и ценой нового аналогичного седана в размере 5 484 900 руб., а также неустойку за период с 21 июля 2017 г. (дата получения претензии производителем) по 16 августа 2018 г. (дата вынесения судебного решения) в размере 20 млн руб. Неустойка рассчитывается как 1% от стоимости нового товара, умноженный на каждый день отказа производителем выполнять свои обязательства. В данном случае новый Jaguar стоил 7 824 900 рублей. При умножении 78 тыс. руб. на 397 дней набежало 31 млн руб., однако суд снизил эту сумму до 20 млн рублей.
Кроме того, суд обязал компанию заплатить автомобилисту моральный вред 50 тыс. рублей и штраф в 13 942 450 рублей. Еще 60 тыс. руб. добавили в виде пошлины в доход бюджета. Таким образом, с учетом расторжения договора купли-продажи, водитель должен был получить более 42 млн рублей.
В компании Jaguar Land Rover, которая обжалует решение, в беседе с Autonews.ru заявили, что такое решение суда привело к незаконному обогащению автомобилиста. Там объяснили, что изначально не получали письма с претензиями из-за некорректной работы «Почты России». Поскольку жалоба пришла от гражданина Хаутиева, они удивлены, что суд принял решение именно в пользу Кравченко, а срок подачи жалобы зачли от Хаутиева. В компании также пояснили, что ремонтные работы проводились дольше 45 дней, но с перерывом: заказ-нарядов было два, и объединять их в один временной период неправильно.
«Нам не удалось провести экспертизы автомобиля, которая подтвердила бы наличие дефекта, не было проведено оценочной экспертизы, отражающей наличие или отсутствие на рынке аналогичных автомобилей, а также определяющей рыночной стоимости автомобиля, что помогло бы определить справедливый размер компенсации, — рассказал представитель компании. — Мы до сих пор не знаем, где находится автомобиль, знаем лишь, что он был в ДТП три раза, из них минимум один — после проведения ремонта, то есть машина эксплуатируется».
В «Ягуар Ленд Ровер» заявили, что будут добиваться объективной оценки перерасчета покупной стоимости и неустоек. «В законе «О правах потребителя» есть отдельная норма о бывших в употреблении товарах. Гражданин покупал подержанный автомобиль за 2,35 млн, а хочет получить почти 8 миллионов. Но он не приобретал новую машину», — объяснили в компании.
Эксперт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Сергей Емельянов назвал решение суда «абсолютно верным и тщательно выписанным».
«Основанием для удовлетворения требования истца о взыскании всех сумм суд счел факт нахождения в гарантийном ремонте свыше 45 суток, — считает Емельянов. — Все суммы совершенно обоснованны. Ведь был гарантийный срок ремонта, который дается производителем, а его нарушили. Человек не может купить точно такой же подержанный автомобиль, он может купить только новый, а сколько он стоит? Доводы ответчика относительно неосновательного обогащения опровергнуты еще в первой инстанции. Суд апелляционной инстанции может лишь снизить неустойку, соответственно, снизится и штраф».
Между тем адвокат Александр Липатников считает, что при оценке компенсации нельзя учитывать стоимость нового автомобиля, и уверен, что суд второй инстанции учтет это обстоятельство. Глава ассоциации российских дилеров (РОАД) Олег Мосеев также назвал этот случай примером незаконного обогащения.