«Жизнь в долг стала обыденностью». Каждую вторую машину купили в кредит
Половина автомобилей в России продается в кредит. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали представители крупнейших дилерских сетей. Эксперты говорят, что этому способствуют различные льготные программы как со стороны банков, так и со стороны государства. При этом относительная доля кредитных покупок растет незначительно, но в денежном выражении россияне занимают в банках все больше.
Самые большие кредиты берут в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Татарстане и Башкирии. «Автокредитование по-прежнему остается одним из основных и наиболее доступных способов приобретения автомашин», — полагает гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, который тоже оценивает долю кредитов в 50%.
Данные за весь 2018 г. в НБКИ пока не обработали — на текущий момент организация подсчитала денежный эквивалент выданных кредитов за 10 месяцев 2018 г., и по этим данным, общие суммы займов на покупку автомобилей за год выросли на 23,3%.
Эти цифры вполне могут быть ориентиром на итоги всего года, полагает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Речь идет о сотнях миллиардов — каждый месяц банки выдают на покупку автомобилей в среднем по 50 млрд рублей.
Рост объемов автокредитов объясняется в первую очередь увеличением средней суммы займа, говорит ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов: «Средний размер автокредита увеличился более чем на 15%, что объясняется удорожанием самих автомобилей. Доля автомобилей, приобретенных в кредит, сегодня составляет более 50% от общего числа продаваемых».
Крупные дилерские холдинги не заметили существенного роста доли автокредитов — в прошлом году соотношение покупок за наличные и с привлечение кредитных средств почти не изменилось. «Если в 2017 году доля кредитных сделок в розничных продажах РОЛЬФ составляла 50,34%, то по итогам 2018 года — 50,78%», — посчитала директор филиала финансовых услуг компании «РОЛЬФ» Ольга Бойко.
Аналогичную статистику приводит директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева, отмечая незначительный рост. «По нашему холдингу фактическая доля продаж в кредит от общего числа продаж за 2018 год к 2017 году показала динамику небольшого роста. Причем в 2018 году начал набирать обороты рост кредитной доли в продаже автомобилей с пробегом», — объяснила она, добавив, что сегмент подержанных машин — это главный драйвер роста автокредитования в 2019 году.
Перспективным сегмент подержанных автомобилей назвала и Ольга Бойко. «Кредитная доля выросла с 11% в 2017 году до 15% в 2018-м, а в количественном выражении это соответствует росту почти в два раза. Банки готовы рассматривать проверенный в дилерском центре автомобиль с пробегом в качестве ликвидного обеспечения по кредиту и предлагают привлекательные процентные ставки», — привела цифры Бойко.
Спрос на автокредиты прежде всего поддерживали негативные инфляционные ожидания. «Автомобили за последние четыре года подорожали на треть. Наиболее очевидное влияние оказали колебания курса рубля и снижение реальных доходов населения», — отметила представитель ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.
Еще одним фактором стало упрощение процедуры управления рисками со стороны банков. «Банки стараются активнее кредитовать тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне», — объяснил гендиректор НБКИ Александр Викулин.
При этом автокредиты для банков являются более надежными, так как они обеспечены самим продуктом, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Именно поэтому банки стараются увеличить долю таких кредитов и предложить более выгодные условия.
«Привлекательность автокредитования во многом объясняется и тем, что процентные ставки по автокредитам примерно вдвое ниже, чем средние ставки по другим видам кредитов для физических лиц», — добавила директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.
В отличие от прошлых лет, сейчас госпрограммы льготного кредитования не оказывают существенного влияния на рынок. Во время работы госпрограмм доля продаж в кредит по отдельным брендам доходила до 70%, причем практически все сделки заключались по льготным программам.
«С окончанием госпрограмм снизился как уровень кредитных продаж в бюджетном сегменте авторынка, так и спрос на бюджетные автомобили в целом», — заключила Ольга Бойко.
Постановление правительства №870 от 26.07.2018 г. предусматривает господдержку рынка до 2020 г., но сегодня речь идет только о программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По ним скидка на автокредит составляет 10%, а для жителей Дальнего Востока — 25%.
Ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов считает господдержку в такой форме малопривлекательной: «Взвесив затраты, связанные с участием в программе, можно судить о ничтожной выгоде покупателей. Исключение составляет лишь программа, действующая на Дальнем Востоке».
После фактического завершения льготных госпрограмм рынок кредитования поддержали специальные фирменные программы, которые предлагают большинство автомобильных брендов, отметила Ольга Бойко. Сегодня большая часть кредитных покупок совершается с использованием таких продуктов. Например, Hyundai продает 32% новых машин по фирменным кредитным программам, хотя общее число кредитных сделок превышает 50%. Программа Kia Finance использовалась в 38% розничных сделок при общей доле кредитов 44%, собственный продукт марки Lada — в 32% сделок. Доля новых автомобилей Mitsubishi, финансируемых собственным банком, составила 34%.
За год ставки по кредитам если и выросли, то незначительно, рассказали эксперты. «В конце 2018 года она повышалась дважды, поэтому в начале текущего года часть банков увеличили ставки в среднем на 1%», — объяснила Бойко, добавив, что на рынке сохраняются программы автокредитования со сниженными процентными ставками, но в дальнейшем ставки будут постепенно расти.
Кредитные ставки зависят от стоимости машины, срока кредита и суммы начального взноса. Например, для машины стоимостью 950 000 руб. при кредитовании на три года и начальном платеже 300 000 руб. ставка составит от 10 до 19% годовых, то есть ежемесячный платеж в сумме от 21 000 до 24 000 руб., а общая сумма переплаты — от 110 000 до 210 000 рублей.
Ставки при использовании фирменных программ гораздо комфортнее. Например, Volkswagen Polo с той же ценой и при тех же начальных условиях можно купить под 7,9% годовых с ежемесячным платежом 11 000 рублей. Некоторые производители предлагают ставки 6% годовых, а автомобили Lifan и вовсе можно взять в кредит под 3% годовых.
В премиальном сегменте похожие ставки. Так, фирменная программа BMW-банка предлагает «пятерку» стоимостью около 3 млн руб. под 11,5% с 30-процентным начальным платежом. Ежемесячный платеж при этом составит 38 000 рублей. А если клиент исправно выплачивал предыдущий платеж, то ему на тот же автомобиль предложат ставку 9,9%.
Одним из важнейших условий получения кредита является оформление полиса каско, но на рынке по-прежнему можно найти предложения, не требующие страховки. В этом случае ставки будут выше, напомнила Ольга Бойко. Однако в 2018 г. они имели тенденцию к снижению из-за высокой конкуренции на страховом рынке.
Сэкономить на страховке можно, используя специальные программы, например мини-каско или каско с франшизой. Однако полис каско для кредитной машины в любом случае обойдется дороже, рассказал Гайдар Гасанов.
Стоимость таких страховок может полностью покрывать низкие проценты по самому автокредиту, поэтому при покупке эксперт рекомендует сначала сравнить цены на полисы и только потом переходить к поиску банка.
«Для автомобиля Nissan Tiida 2013 года выпуска при возрасте водителя 27 лет и стаже 3–5 лет стоимость каско может варьироваться от 35 до 120 тыс. рублей», — привел пример Гасанов.
В 2019 г. доля кредитных покупок может упасть, поскольку дальнейший рост ключевой ставки ЦБ может сделать автокредиты менее привлекательными. «Сегодня с учетом среднего размера и срока предоставления автокредита ежемесячный платеж составляет примерно 30% от среднего располагаемого реального дохода россиянина. В условиях падения реальных доходов населения это заставит заемщика быть осторожнее», — спрогнозировала Наталья Ширяева.
Представитель «РОЛЬФА» тоже не ждет роста кредитных продаж в нынешнем году. «Мы рассчитываем, что объем кредитных продаж на рынке новых автомобилей сохранится на уровне 2017–2018 гг., а рост возможен только в случае возобновления субсидированных программ со стороны государства», — полагает Ольга Бойко.
Гайдар Гасанов, в свою очередь, настроен более оптимистично. По его словам, в кризисные годы население откладывало покупку автомобилей, а сейчас это стало возможным. Учитывая инфляцию и тенденцию к продолжению повышения базовой ставки, многие решаются на покупку.
«С учетом вышеописанных факторов рост автокредитов в 2019 году будет заметным. Жизнь в долг стала обыденностью, и соблазн пользоваться вещью здесь и сейчас, а платить потом, будет все больше увеличивать закредитованность населения. Предложения банков и поддержка со стороны государства стимулируют покупку автомобиля даже для тех, кому он не особенно нужен», — объяснил Гасанов.