Opel возвращается? 6 вопросов о будущем марки в России
Федеральная антимонопольная служба России одобрила сделку по продаже основных производственных мощностей завода General Motors под Санкт-Петербургом компании ООО «Юнисон Авто Рус». Согласно официальному решению ведомства, этот шаг не приведет к ограничению конкуренции. Участвующие в сделке площадки составляют около 20% всех производственных мощностей General Motors в России.
Будущий покупатель завода ООО «Юнисон Авто Рус» — российская «дочка» белорусско-британского СП «Юнисон», которое занимается производством и продажей легковых и легких коммерческих автомобилей на территории Белоруссии. «Юнисону» принадлежит 30% «Юнисон Авто Рус», еще 25% — у председателя наблюдательного совета «Юнисона» Алексея Ваганова.
В 2015 г. «Юнисон» и российское представительство General Motors подписали соглашение о крупноузловой сборке целого ряда моделей для российского рынка. В Белоруссии собирались кроссоверы-близнецы Opel Mokka и Chevrolet Tracker, следом было налажено производство Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade, а с 2016 г. — кроссоверов Cadillac XT5 и седанов Cadillac CTS. От сборки Mokka и Tracker пришлось отказаться почти сразу после изменения бизнес-модели GM в России, а в конце 2017 г. невыгодным было признано и производство остальных моделей. В Россию они стали поставляться напрямую из США.
Сейчас минский завод «Юнисон» выпускает китайские автомобили Zotye, а также целый ряд микроавтобусов и специальной техники на базе фургонов Mercedes, Ford, Volkswagen, GAZ и Renault.
В период с 2008 по 2015 г. питерский завод General Motors выпускал по технологии полного цикла соплатформенные модели Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также по методу крупноузловой сборки полноприводные Chevrolet Captiva, TrailBlazer и Tahoe. Мощности завода позволяют выпускать до 100 тыс. автомобилей ежегодно, но порог рентабельности составляет 50 тыс. машин.
В 2015 г. после ухода марки Opel с российского рынка завод был законсервирован и находится в этом состоянии по сей день, пояснили в представительстве General Motors. Осенью 2017 г. марка Opel была продана группе Peugeot Citroen, но питерский завод, который не входил в структуру Opel Automobile GmbH, не был частью сделки и остался в собственности General Motors. Уже тогда ходили слухи, что завод собираются отдать в управление СП «Юнисон» с целью наладить на нем выпуск автомобилей Cadillac для российского рынка, но этого не произошло.
Оборудование, законсервированное на заводе, рассчитано на выпуск автомобилей на джиэмовской платформе предыдущего поколения Delta II, она же Global Compact Vehicle Architecture. Помимо Chevrolet Cruze и Opel Astra J она лежит в основе Chevrolet Orlando и Opel Zafira C — моделей, которые сегодня можно считать устаревшими. Из всех перечисленных рынку сейчас может быть интересна только некогда популярная Astra J.
Однако даже для того, чтобы наладить выпуск Opel Astra предыдущего поколения, потребуется согласие владельца бренда.
«Opel принадлежит нам, и выпуск моделей этой марки в любом случае должен согласовываться с PSA», — прокомментировал представитель российского офиса французской компании.
Теоретически «Юнисон» мог бы договориться с PSA, поскольку опыт сотрудничества у компаний есть. В 2015 г. в Белоруссии собирали Peugeot 301, 3008, 508 и Partner, а также Citroen C-Elysee и Berlingo. В офисе PSA комментировать перспективы сотрудничества отказались. С представителями «Юнисона» корреспонденту Autonews.ru связаться не удалось.
Актуальная Opel Astra K построена уже на новой платформе D2XX. Кроссовер Opel Crossland X — на французском шасси PSA PF1, а более крупный Opel Grandland X использует французский же EMP2. Для полноценного производства этих моделей завод придется серьезно модернизировать, а собирать их крупноузловым методом смысла уже нет, полагает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
«Текущее состояние российского законодательства в отношении иностранных автопроизводителей предполагает существенные налоговые и таможенные льготы, а также промышленные субсидии только тем автопроизводителям, которые имеют локализованное производство. Модернизация сборочного предприятия потребует серьезных инвестиций», — отмечает эксперт.
Бывший топ-менеджер российского офиса General Motors, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности сообщил, что старое оборудование является основной проблемой для завода.
«Выхода может быть только два: либо новые владельцы договорятся с PSA и будут выпускать уже устаревшую Astra максимально возможными тиражами, либо перепрофилируют предприятие на что-то другое, например сборку китайских машин», — объяснил собеседник.
При этом он напомнил, что рентабельным производство будет лишь при больших объемах, которые китайским брендам поднять будет сложно.
Представитель «АвтоСпецЦентра» тоже не исключает «китайского» варианта. «На заводе GM осуществлялась как сборка по технологии полного цикла, так и крупноузловым путем. Можно предположить, что расконсервированный завод также будет приспособлен под сборку автомобилей разных марок и классов, и мы можем увидеть в перечне моделей с российской пропиской, например, автомобили марки Zotye», — говорит Авакян.
Осенью 2017 г., когда марка Opel официально перешла в собственность концерна PSA, официальные представители европейского офиса Opel категорически отказались комментировать возможное возвращение марки в Россию, отметив, что решение об уходе с рынка, принятое в марте 2015 г., было верным и позволило избежать значительных инвестиций на сложном рынке.
Сейчас риторика немного изменилась. Директор по корпоративным коммуникациям Opel Automobile GmbH Майкл Гентгенс на запрос Autonews.ru ответил, что решение о возвращении на российский рынок по крайней мере обсуждается.
«Россия — очень привлекательный рынок с богатым для Opel наследием. Мы постоянно анализируем все возможности для развития нашего бизнеса на новых рынках. Однако по российскому рынку решение пока не принято», — объяснил представитель головного офиса.
Аналогичного мнения придерживаются в российском офисе PSA. «Позиция компании по марке Opel не изменилась. Рассматриваются разные варианты, но никаких конкретных решений пока нет», — объяснил собеседник Autonews.ru.
Иметь качественный современный продукт для успеха на российском рынке недостаточно, утверждает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
«Для завоевания доли рынка будут необходимы как минимум агрессивная ценовая политика, большие инвестиции в маркетинг, а также в развитие дилерской сети», — уточнил эксперт. Даже при значительных инвестициях на восстановление рыночных позиций уйдет не меньше двух-трех лет, добавил он.