«Зарплаты не скачут вслед за евро». Что будет с ценами на автомобили
Очередная волна роста цен на автомобили ждет россиян в 2019 г., признают участники рынка и эксперты. Поводов для «заморозки» стоимости постоянно дорожающих машин нет: с начала года все автопроизводители стали закладывать в цены рост НДС с 18 до 20%. Кроме того, автокомпании серьезно опасаются возможных санкций со стороны США.
На этом фоне Комитет автопроизводителей АЕБ представил весьма сдержанный прогноз по объемам российского авторынка — рост всего лишь на 3,6% по сравнению с 2018-м, то есть до 1,87 млн проданных машин. При этом в начале года ожидается так называемый трудный старт, вызванный ажиотажным спросом на автомобили в конце прошлого года.
Однако к середине года статистику должны исправить водители, покупавшие машины в момент подъема рынка в 2012–2014 гг. — у них уже подошло время обновлять свой автопарк. Чего боятся автокомпании в России и насколько подорожают автомобили, выяснил Autonews.ru.
Рост НДС с 1 января 2019 г. сразу же отразился на ценниках в дилерских центрах: опрошенные Autonews.ru автопроизводители не скрывают, что переложили 2% от своих потерь на покупателей прямо с начала года.
«Так поступили практически все, — рассказал Autonews.ru глава марки Skoda в России Ян Прохазка. — Когда речь идет о росте налогов, таких решений просто нельзя избежать. Самым главным фактором в 2019 г., который напрямую будет влиять на цены, конечно, станет курс рубля. Сейчас рубль постоянно скачет туда-сюда, перепады в 5% уже стали привычным делом. Если евро будет стоить 77 руб., то это уже очень плохо для всех, а ведь в новогодние праздники евро стоил 80 рублей. Если курс евро опять перевалит за 80 руб., то это принесет серьезные проблемы. И очень жаль людей, ведь зарплата у них не скачет вслед за евро, что наносит серьезный удар по покупательской способности. Однако я думаю, что 2019-й все-таки будет более стабильным по сравнению с 2018-м, когда происходило очень много неожиданных событий».
В Kia не стали напрямую отвечать на вопросы об изменениях цен, но признались, что будут следовать за рынком и повышать цены вслед за конкурентами.
Еще одним косвенным, но важным обстоятельством, влияющим на российский авторынок, может стать введение новых санкций в отношении России со стороны США. Об этом заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
«Мы ожидаем, что в феврале конгресс США вернется к этому вопросу, — сказал Шрайбер. — Опыт прошлых лет показывает, что введение санкций каждый раз оказывает серьезное воздействие на валютный курс. Возможное ужесточение санкций США создает существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале».
В свою очередь гендиректор Porsche Russland Томас Штэрцель также считает, что именно политическая ситуация в России будет влиять на авторынок, особенно на премиальный сегмент.
«Рост НДС, конечно, оказал серьезное воздействие на автомобильный сектор, и нельзя говорить, что премиальные марки этого не ощутили, — сказал Штэрцель Autonews.ru. — С другой стороны, стоимость нефти и колебания курса рубля оказывают на авторынок куда более значительное воздействие, а эти факторы зависят напрямую от политической обстановки в стране. Поэтому именно политическая турбулентность — самая большая головная боль для нашего сегмента. Так, санкции США напрямую могут повлиять на положение рубля. Поэтому мы надеемся на контроль ситуации со стороны правительства России, которое уже сформировало довольно консервативный бюджет на 2019 год».
Существует и противоположное мнение, согласно которому воздействие возможных санкций на автомобильную отрасль будет опосредованным. В частности, такой точки зрения придерживается аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.
«Санкции занижают экономический рост. Это влияет на зарплаты, и люди не могут позволить себе купить автомобили побольше и подороже, тем более за наличные. Но не лишает возможности купить машину экономкласса в кредит. Ведь для большого города или отдаленного региона небольшая недорогая машина является предметом первой необходимости», — объяснил Антонов.
В Комитете автопроизводителей АЕБ также рассказали о ряде неясных моментов в работе с госорганами. Так, автокомпании до сих пор не знают, стоит ли им рассчитывать на государственную поддержку отрасли в целом, а также на программы стимулирования спроса со стороны на населения — такие, например, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Источники Autonews.ru в крупных автоконцернах высказывают предположения, что на автомобильную отрасль у правительства просто нет денег.
Autonews.ru обратился в Минпромторг за разъяснениями касательно продления программ, но ответ на момент публикации материала получен не был. Ранее в Минпромторге заявили, что эти программы должны были позволить покупать новые автомобили со скидкой 10–25% (максимальный дисконт предусматривался для жителей Дальнего Востока с тем, чтобы пересадить их с подержанных импортных японских автомобилей на машины местной сборки).
Противником госпрограмм выступает вице-премьер Дмитрий Козак, который не раз заявлял, что объемы государственной поддержки отечественной автомобильной промышленности в пять раз превышают поступления от этой отрасли в бюджет.
В числе нерешенных вопросов, которые также могут оказать влияние на ценовую политику автобрендов, слухи о повышении утилизационного сбора и вопросы заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИКов) вместо истекающих соглашений о промышленной сборке.
Все перечисленные обстоятельства, по оценкам экспертов, могут привести к подорожанию новых автомобилей не менее чем на 7–8%, и это только в случае достаточно стабильного курса рубля и отсутствия различных потрясений на рынке.
«Цены на автомобили в 2019 г. будут расти такими же темпами, как в последние несколько лет, — считает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — В прошлом году автомобили подорожали в среднем на 7,5%. В этом году, если не случится каких-то форс-мажорных событий, машины подорожают еще на 5–7%. Это с учетом роста НДС, инфляции и прочих факторов».
Аналитик Алексей Антонов в свою очередь прогнозирует, что автомобили подорожают не менее чем на 8% — именно на этом уровне сейчас находится инфляция. Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников также говорит, что цены на автомобили в 2019 году по-прежнему будут сохранять тенденцию к росту.