Экология и безопасность: почему автомобили на природном газе — это хорошо
С каждым уже даже не годом, а месяцем цены на бензин и дизель становятся все выше. И это при том, что стоимость бензина сейчас искусственно сдерживают — если ее отпустить в свободное плавание, то случится куда более резкий скачок. Не удивительно, что тема перехода на газ с каждым годом становится все более актуальной.
Между тем, еще в 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому к 2020 г. в городах с численностью населения более 1 млн человек не менее 50% общественного транспорта и спецтехники должно быть переведено на природный газ, а в городах с численностью более 500 тыс. — не менее 30%.
В том же году началась комплексная работа по развитию рынка газомоторного топлива, первым этапом стало обновление муниципального транспорта. Следующим шагом должен стать перевод на природный газ (метан) других видов транспортных средств, в том числе и частных.
В настоящее время на территории России работает 375 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 286 из них принадлежат «Газпрому». Общая производственная мощность газозаправочной инфраструктуры компании составляет более 2 млрд куб. м природного газа в год. Компания ежегодно строит по 30-35 новых газозаправочных комплексов в регионах России.
Самое большое количество газозаправочных станций «Газпром» располагается в Республике Татарстан — здесь их 19, в Свердловской области — 17, Республике Башкортостан — 15, Краснодарской и Ставропольском крае — по 14, Ростовской области — 12, Волгоградской, Челябинской области — по 10, Оренбургской области, Пермском крае — по 9.
Все российские автопроизводители имеют в своей линейке модели и модификации транспортных средств на природном газе, всего их более 150. Стоимость техники в газовом исполнении дороже аналогов на бензине или дизеле на 10%. В целях компенсации разницы в стоимости Правительством РФ ежегодно выделяются субсидии. Благодаря этому стоимость газомоторной техники в ряде случаев оказывается выгоднее бензиновой и дизельной. Например, стоимость КамАЗа 65116 на метане с учетом субсидии, которая составляет 1,5 млн руб., будет равна 3,4 млн рублей, при этом стоимость дизельного аналога составит 3,5 млн руб.
Размер субсидии на двухтопливный легковой автомобиль Lada Vesta CNG, который может работать как на бензине, так и на метане, составляет 140 000 рублей. Таким образом, автовладелец получает транспортное средство с увеличенным пробегом до 1000 км за небольшую доплату. В следующем году запланировано начало выпуска автомобиля Lada Largus CNG.
Использование природного газа в качестве моторного топлива — мировая тенденция, которая активно развивается в более чем 80 странах, где парк таких транспортных средств насчитывает около 22,5 млн единиц. Все логично, ведь мировые запасы газа огромны, его легко транспортировать из районов добычи, что делает цену значительно ниже.
Кроме того, не последнюю роль в выборе в пользу метана играет экологичность. Если стоимость традиционного топлива дорожает, в том числе из-за перехода на новый экологический стандарт «Евро-6», то природный газ уже соответствует ему. При сгорании газа выброс токсичных вредных веществ в окружающую среду снижается до десяти раз, а в выхлопе полностью отсутствуют сажа и соединения серы.
К тому же, автомобили на газомоторном топливе более безопасны, чем аналоги. Не так давно европейские исследовательские центры провели краш-тесты транспортных средств с ГБО: имитацию удара сзади на скорости 70 км/ч и имитацию возгорания. Так вот, ни автомобиль, ни баллоны не пострадали больше, чем аналог на бензине.
Среди европейских стран Россия по количеству автомобилей на газомоторном топливе отстаёт только от Италии. В этой стране находятся 24,1% всех автомобилей, потребляющих не бензин и не дизель. Это около 230 000 транспортных средств, из которых 161 785 используют именно газ. В нашей стране численность экотопливного автопарка — около 150 000 единиц.
Впрочем, в России уже сейчас ситуация активно развивается. Все больше людей понимают, что газомоторное топливо — это удобно, безопасно и практично. Благодаря газообразному состоянию природный газ невозможно слить или разбавить. Он не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, по которой работают поршневые кольца, что продлевает ресурс службы двигателя до капремонта в 1,5-2 раза, так как ударных нагрузок здесь гораздо меньше.
Из-за более высокого октанового числа природного газа практически невозможны детонационные повреждения силового агрегата, что снижает нагрузку на детали цилиндро-поршневой группы и продлевает их ресурс.
Наконец, последний аргумент в пользу метана — экономия денег. Так, перевод автомобиля на газ занимает всего несколько часов и стоит около 65 000 руб. (в зависимости от конкретной модели). Эта сумма окупается уже за год при условии, что автомобиль проедет не менее 30 000 км и имеет расход около 10 л на 100 км пути. Далее каждый год водитель, по сравнению с аналогом на бензине, будет экономить примерно 90 000 руб. в год, ведь стоимость 1 куб. м природного газа в среднем по России составляет всего 15 рублей.