Пластик, провода и светодиоды: во что превратят дороги
Илон Маск представил концепцию подземной транспортной системы, в которой автономные электромобили будут с высокой скоростью передвигаться по тоннелям под городскими улицами. Специалисты по строительству тоннелей сразу же раскритиковали идею, объяснив, что строительство тоннелей будет слишком затратным, а рыть в городах с их коммуникациями будет практически невозможно.
Дороги будущего, скорее всего, останутся традиционными, но применение новых технологий сулит много интересных решений, которые позволят разогнать трафик и даже заработать на эксплуатации дорожного покрытия. А еще дороги будущего станут частью глобальной инфосистемы, и этот процесс начинается уже сейчас.
Для того чтобы автомобили могли полноценно обмениваться информацией и безопасно ездить в беспилотном режиме, им потребуется соответствующая дорожная инфраструктура. Частью этой инфраструктуры станут центры обработки информации, которые будут принимать данные о трафике и регулировать движение, рассылая едущим автомобилям данные о скоростном режиме, погодных условиях, авариях и дорожных работах.
Глобальная информационная система позволит сделать автомобиль частью социальной и дорожной инфраструктуры, которая будет оптимально распределять машины по магистралям, бороться с заторами, предлагать услуги каршеринга или дистанционно управлять доставкой автомобиля до двери.
Комплексную систему такого типа уже несколько лет разрабатывают в Nissan. В рамках глобальной стратегии Intelligent Mobility Nissan японцы предлагают концепцию умной автомобильной сети и социальной инфраструктуры с системой управления дорожным движением. Например, технология Seamless Autonomous Mobility, или просто SAM, помогает автономным автомобилям обучаться и становиться умнее с каждой поездкой.
Зачатки этих систем уже сегодня работают на серийных машинах, а первые шаги по внедрению концепции Intelligent Mobility Nissan и подключению автомобиля к глобальной сети можно наблюдать даже в России. На локализованные версии кроссоверов Nissan X-Trail и Qashqai устанавливается мультимедийная платформа «Яндекс.Авто» с постоянным выходом в интернет и доступом к ряду сервисов IT-гиганта — от онлайн-навигации до музыки, — которые управляются при помощи обучаемого голосового помощника.
Еще одна интересная концепция Nissan предполагает создание общей энергосети Vehicle-to-grid, в которой электромобили будут являться частью электрической системы городов. Общая идея состоит в том, что электромобили будут заряжаться в часы, когда энергия стоит дешевле, а во время пиковых нагрузок смогут, наоборот, отдавать накопленную энергию в сеть.
Построенные по единому стандарту зарядные станции придорожных гостиниц и кафе тоже могут становиться частью этой инфраструктуры, если у автовладельца во время ночевки образуется излишек электроэнергии. А для того, чтобы пополнить запас батарей, машине не нужно будет простаивать ночь у розетки — заряжаться можно будет прямо на ходу, двигаясь по специальной полосе с индуктивными системами беспроводной зарядки.
Уже сегодня Nissan предлагает стояночные и гаражные системы беспроводной зарядки, которые пополняют запас электроэнергии в батарее во время парковки машины над вмонтированным в пол или асфальт устройством. В будущем это можно будет сделать на ходу, просто проехав по специально оборудованному участку дороги с определенной скоростью. На трассах появятся специально обозначенные участки, по которым вполне смогут ездить и обычные автомобили.
Строительная фирма KWS Infra и компания VolkerWessels из Нидерландов уже несколько лет работают над проектом дороги будущего из переработанного пластика. Устойчивый к температурным колебаниям пластик сможет служить как минимум втрое дольше асфальта, а стоимость такой дороги будет заметно ниже. Сырье будут брать при очищении морей и океанов, куда ежегодно попадают миллионы тонн выброшенных пластиковых отходов.
Основной принцип — создание одинаковых модулей, из которых, как в конструкторе, будет формироваться дорожное полотно. Это же позволит осуществлять ремонт с помощью простой замены поврежденных участков. Каждый модуль имеет полые ниши внутри, где можно прокладывать коммуникации и устраивать стоки для слива дождевой воды. Основанием для такой дороги может служить ровная песчаная площадка, а процесс строительства и монтажа пластиковых блоков займет всего несколько недель. Опытный участок строится в Роттердаме.
Новые технологии позволят модернизировать и уже существующие трассы. В той же Голландии испытывают трассу под названием Smart Highway с разметкой, сделанной люминесцентной краской, которая заряжается солнечной энергией днем и светится в темное время суток, становясь более заметной даже в условиях тумана или снегопада.
Похожая идея лежит в основе системы погодных предупреждений, но в этом случае используется уже специальная термокраска. Такая краска становится видимой только при определенных погодных условиях. Например, при падении температуры до околонулевых отметок на асфальте начинает проявляться символ снежинки, предупреждая об опасности гололеда.
Самая простая идея подобного рода — установка датчиков движения. На магистралях с малоинтенсивным движением включать освещение можно только тогда, когда по дороге действительно едет автомобиль и движется пешеход. В остальное время освещение будет выключено.
Самый технически сложный и дорогой проект дорог будущего разработали в США. Дорожное покрытие там предлагают делать из модулей с солнечными батареями, каждый из которых может выдержать нагрузку в 125 тонн. Вместо строительства солнечных ферм в чистом поле изобретатель из Айдахо Скотт Брюсоу предлагает покрыть панелями чуть ли не все 72 тыс. кв. километров американских дорог. По расчетам изобретателя, такой объем солнечных панелей может три раза покрыть потребности страны в электричестве.
Панели будут не только отдавать энергию солнца в энергосеть, но и использоваться для работы встроенных светодиодов подсветки разметки, а также питания светофоров. Большое число светодиодов позволит сделать разметку динамичной, выводить информацию для водителей или даже пилотов самолетов. Наконец, отдельные участки трассы предполагается использовать для индуктивной зарядки электромобилей — по аналогии с проектом компании Nissan.
Еще более безумным кажется проект одиозного голландского архитектора Даана Розегаарде, который предлагает использовать ветер от проезжающих автомобилей для генерации электричества. Для этого вдоль дорог придется установить компактные ветрогенераторы. Много энергии таким образом не собрать, но архитектор уверен, что для подсветки разметки или обочин ее должно хватить.