Эвакуация без сил: штраф хотят отвязать от мощности
Обращение с требованием отменить привязку тарифов на перемещение и хранение задержанных за нарушения ПДД транспортных средств в Москве к мощности моторов направили в адрес столичного правительства члены общества защиты прав граждан «Коллективная защита».
Как выяснил Autonews.ru, правозащитники требуют изменить несправедливый, по их мнению, принцип ценообразования при эвакуации разных видов автомобильного транспорта и руководствоваться при определении стоимости услуги массой и габаритами автомобилей, а не количеством лошадиных сил под капотом. Так, например, происходит при эвакуации автомобилей в Московской области. В случае если в мэрии не пойдут навстречу, адвокаты намерены отстаивать свою позицию в суде.
Увезти автомобиль на штрафстоянку могут за нарушение требований дорожных знаков или разметки. Например, если водитель оставил машину на пешеходном переходе, на трамвайных путях или на проезжей части, что создало помехи для движения транспорта. В случае эвакуации нарушителю в Москве придется заплатить не только штраф за допущенное нарушение ПДД, но и стоимость услуги по перемещению автомобиля, а если не забрать ТС в тот же день, еще и стоимость его хранения. В 2017 г. в городе в сутки перемещалось в среднем 750 автомобилей. Сейчас этот показатель составляет в среднем 700 автомобилей.
Согласно соответствующему приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), тарифы на перемещение и хранение задержанных ТС могут дифференцироваться местными властями исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов, категории транспортного средства и иных параметров, необходимых для установления экономически обоснованных тарифов на перемещение и хранение различных задержанных транспортных средств.
В Москве размеры таких тарифов определены приказом «Об установлении базовых (экономически обоснованных) тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств». Согласно документу, эвакуация транспортных средств категории А и В мощностью двигателя до 80 л. с. включительно обойдется водителю в 3 тыс. рублей. Перемещение автомобилей категории В с мощностью двигателя свыше 80 л. с. до 250 л. с. включительно, за исключением грузовых автомобилей, стоит 5 тыс. рублей. А за эвакуацию машины категории В с мотором мощнее 250 л. с., за исключением грузовых автомобилей, придется заплатить 7 тыс. рублей.
При этом в случае с «негабаритом», а также при эвакуации ТС категории D и грузовиков стоимость услуги к мощности мотора уже не привязывается — за услугу придется отдать 30 тыс. и 28 тыс. руб. соответственно. Стоимость хранения автомобилей также зависит от массы и габаритов.
Сейчас, согласно действующим параметрам, например, Audi Q7 массой 2055 кг с дизельным двигателем мощностью 249 л. с. попадает под вторую категорию тарифа. В то время как такая же модель с бензиновым двигателем мощностью 333 л. с. или 252 л. с. и массой 2045 кг и 1985 кг соответственно попадает под третью категорию. При этом масса Audi Q7 с бензиновым двигателем ниже массы такого же автомобиля с дизельным двигателем. Высота, ширина и длина модели одинакова во всех комплектациях.
В случае с внедорожником Toyota Land Cruiser 200 ситуация аналогичная. Версия с дизельным двигателем мощностью 249 л. с. попадает под вторую категорию тарифа, а с бензиновым 309-сильным мотором — уже под третью. И все это при одинаковой массе в 3350 кг. Правозащитники с таким положением дел категорически не согласны.
«Мощность двигателя легкового транспортного средства никак не влияет на сложность его перемещения и противоречит правилам простой логики, поскольку на стоимость услуги по перемещению транспортного средства объективно могут влиять только характеристики, связанные с габаритами (длина, ширина и высота) и весом ТС, — пояснил автор заявления адвокат Кирилл Семученков. — Так, к примеру, два технических средства, обладающие одинаковыми габаритами и приблизительно одинаковым весом, но имеющие разные характеристики двигателей, попадают под действие двух разных льготных тарифов на перемещение. При этом ТС с меньшим объемом или мощностью двигателя имеют большую массу».
По его словам, установление тарифов в зависимости от лошадиных сил является экономически необоснованным, неоправданно завышенным, а потому ведет к существенному нарушению прав и законных интересов автовладельцев.
«Логики в такой тарификации я не вижу — возможно, ее авторы решили, что, поскольку автомобили с более мощными двигателями дороже стоят, то и за эвакуацию их владельцы должны платить больше», — добавил Семученков.
Правозащитники обращают внимание на то, что в Московской области тарифы на эвакуацию ТС устанавливаются как раз исходя из их категории. Кроме того, в «Коллективной защите» считают, что раз с 25 сентября на дорогах Москвы работают исключительно городские эвакуаторы (раньше город привлекал подрядчиков, поскольку не справлялся с нагрузкой), то и цена эвакуации должна быть ниже. Например, у частных компаний такая услуга в среднем стоит 3–5 тыс. рублей.
Привязка стоимости эвакуации к мощности двигателя необоснованна, считает автоюрист Сергей Смирнов. «Эвакуатор проезжает одинаковый путь от места правонарушения, за которое предусмотрено задержание ТС, до специализированной стоянки, — объяснил Смирнов. — Соответственно, и затраты на топливо одинаковы при эвакуации автомобилей с разными по мощности двигателями. Другое дело, когда перемещают, например, легковые и грузовые автомобили. В этом случае нужны разные эвакуаторы, а затраты на перемещение действительно отличаются».
Как уточнили члены общества защиты прав граждан «Коллективная защита», из правительства Москвы они уже получили ответ о том, что назначенные тарифы соответствуют требованиям ФАС. В самом ФАС на запрос Autonews.ru ответили, что никаких вопросов к привязке тарифов к лошадиным силам у них нет — приказу ведомства это не противоречит, а за дальнейшими разъяснениями посоветовали обращаться в Департамент транспорта.
В «Администраторе парковочного пространства» (АМПП) невозможность привязки эвакуации к габаритам и массе автомобилей объяснили тем, что в действующей российской практике именно мощность двигателя считается основным показателем при расчете налогов и услуг, связанных с транспортным средством: например, автомобильный налог, страховой полис.
«Зачастую габариты машины и ее мощность связаны между собой. Чем больше у автомобиля лошадиных сил, тем больше и его габариты. Мы не берем в пример исключения, например спорткары, где при маленьких размерах они имеют большие мощности», — заявили в АМПП.
В АМПП также напомнили, что с сентября 2018 г. эвакуацией занимается собственный автопарк. В 2018 г. экономически обоснованная стоимость перемещения одного транспортного средства, за исключением грузовых и негабаритных, составляет 8 тыс. 369 рублей. При этом стоимость эвакуации легковых автомобилей для населения в среднем составляет 5 тыс. руб. — получается, что водители платят на 40% меньше экономически обоснованной цены.