Китайский новый G: все о компании GAC, которая очень хочет в Россию
В начале 2017 г. самым популярным местом для селфи на автосалоне в Детройте был стенд китайской компании GAC Motor, которая привезла автомобили в Мичиган для демонстрации серьезных намерений относительно США. Впрочем, публику привели в восторг не столько сами машины, сколько шильдики на их задних дверях. Камеры смартфонов фокусировались на замысловатом названии марки из КНР — Trumpchi.
Не рады были только недоумевающие китайцы. Вскоре они признались, что, несмотря на грандиозную вирусную рекламу, руководство автопроизводителя всерьез задумалось о переименовании бренда, стремящегося на западные рынки. Обещание было сдержано: в конце лета 2018 г. GAC привез свои автомобили на Московский автосалон и логотипа Trumpchi на них уже не было. Осталась только литера G на радиаторной решетке.
«Great Wall — хорошая компания с большим оборотом. Они продают очень много автомобилей, особенно в деревнях», — съязвил один из менеджеров GAC, которому рассказали об относительной популярности «Хавейлов» и «Ховеров» в России.
Сама же «ДжиЭйСи» базируется в огромном Гуанчжоу — культурном, экономическом и промышленном центре всего южного Китая, который уступает по размерам лишь Шанхаю и Пекину.
В качестве самостоятельной марки «ДжиЭйСи» существует всего десять лет. При этом совместные проекты с крупнейшими мировыми производителями были запущены гораздо раньше: так, еще в 1985 г. было создано СП с французской Peugeot, просуществовавшее до 1997 года. Впоследствии китайцы организовали совместные предприятия с компаниями Mitsubishi, Honda и Toyota, а также с «Фиатом» (сейчас — Fiat Chrysler Automobiles). У последних, кстати, была закуплена платформа от Alfa Romeo 166, которую модернизировали и сделали основой для собственных легковушек. Именно эти автомобили и будут поставляться в РФ.
Представители GAC называют себя «самой некитайской китайской компанией», которая запустилась лишь после того, как был получен огромный международный опыт. И ставят себя на ступеньку выше своих соотечественников. Мол, остальные местные фирмы начинали полностью с нуля — без опыта и технологий, поэтому и снискали такую неубедительную репутацию. В это же время GAC воспитал целое поколение собственных дизайнеров, инженеров и других специалистов.
На данный момент GAC Motor — наиболее стремительно развивающийся китайский производитель. Скажем, в 2011 г. GAC Motor продал под собственным брендом всего 17 тыс. машин, тогда как в 2017 г. продажи перевалили за полмиллиона единиц. Сейчас он имеет четыре сборочных площадки в КНР, R&D-центры в разных уголках планеты и продает автомобили уже в 16 странах мира. В августе следующего года их список должна пополнить и Россия.
В РФ в первую очередь китайцы собираются сделать ставку на вседорожную линейку. Это стало понятно по площадке GAC Motor на ММАС-2018, практически полностью состоявшей из SUV. Первым до России должен добраться большой кроссовер GAC GS8, позиционируемый китайцами в качестве конкурента Toyota Highlander. Модель построена на модульном шасси CPMA (Cross Platform Modular Architecture), которое является доработанной архитектурой от Alfa Romeo 166 и Lancia Thesis.
Длина семиместного GAC GS8 составляет 4810 мм, ширина — 1910 мм, высота — 1770 мм, а размер колесной базы равен 2800 миллиметрам. Кроссовер комплектуется единственным бензиновым двухлитровым четырехцилиндровым турбомотором, выдающим 201 л. с. и 300 Н·м крутящего момента, работающим в паре с шестиступенчатым «автоматом» от Aisin. Постоянный привод передается на передние колеса, тогда как задняя ось подключается через многодисковую муфту Borg Warner.
В арсенале у GAC GS8 есть десять подушек безопасности, светодиодная оптика, адаптивный круиз-контроль, система кругового обзора, парктроники, панорамная крыша, кожаный салон с декоративными вставками «под дерево», а также мультимедийный комплекс с десятидюймовым сенсорным дисплеем.
Вслед за флагманским GS8 китайцы планирует поставлять в Россию пару кроссоверов поменьше — модель GS4 размером примерно с Hyundai Tucson, а также вседорожник GS5, близкий по габаритам к Kia Sorento. У последнего, к слову, уже есть опыт езды по российским дорогам — в 2014 г. несколько GS5 приняли участие в автопробеге из Гуанчжоу в Париж, большая часть которого прошла по территории РФ. Кстати, китайцы очень гордятся тем, как показали себя «пятерки» на фоне «постоянно ломавшихся Land Rover», тоже принимавших участие в марафоне.
До нас, по всей видимости, доберется уже второе поколения кроссовера, премьера которого состоялась в октябре 2018 г. на Парижском автосалоне. Переднеприводный SUV длиной 4,7 м комплектуется 1,5-литровыми наддувными бензиновыми «четверками» мощностью 152 и 169 лошадиных сил. Среди доступных трансмиссий — пятиступенчатая «механика», все тот же «автомат» от Aisin, а также семидиапазонный «робот» с двумя сцеплениями.
Наконец, GAC планирует предлагать в России большой семиместный минивэн GM8, который тоже присутствовал на стенде компании Московского автосалона. Роскошный семиместный однообъемник с посадочной формулой «2+2+3» имеет раздельные «самолетные» кресла в среднем ряду с электрическими регулировками и подставками для ног, кожаный салон и трехзонный климат контроль. Основные узлы и агрегаты те же, что и у флагманского кроссовера GS8: доработанное «альфавское» шасси и 201-сильная бензиновая «турбочетверка».
Помимо кроссоверов и минивэнов, у «ДжиЭйСи» есть линейка седанов: GA4, GA6 и GA8, однако говорить о перспективах их появления в России китайцы пока не торопятся. Сначала они намерены посмотреть, насколько удачными окажутся их вседорожники.
Представители компании говорят о намерении выйти к 2023 г. на показатель в 50–100 тыс. реализованных машин ежегодно. Это, безусловно, невероятно амбициозные планы. Так, по итогам 2017 г. продажи новых автомобилей в диапазоне от 50 до 100 тыс. в РФ были у компаний Toyota (94,2 тыс. машин), Volkswagen (89,4 тыс.), Nissan (76 тыс.) и Skoda (62,3 тыс.). Что касается самого популярного китайского бренда на российском рынке в лице Lifan, то он в 2017 г. реализовал 17 тыс. автомобилей.
О стоимости своих машин в России представители GAC говорят пока неохотно — ценовая политика фирмы сейчас находится на зачаточной стадии. В Китае цены на флагманский GS8 варьируются в диапазоне от 164 до 260 тыс. юаней, что по актуальному курсу эквивалентно приблизительно 1,6–2,5 млн рублей. К примеру, соразмерный Haval H9 обойдется в России минимум в 2 489 900 руб., а цена на «главного конкурента» в лице Toyota Highlander стартует с отметки 3 378 000 рублей.
Впрочем, рассматривать китайский прайс-лист на данный момент не очень корректно — необходимо дождаться следующего августа-сентября. Тем более что GAC не исключает возможности в дальнейшем наладить производство машин в РФ.
Первые слухи о том, что GAC Motor может построить собственный автомобильный завод в России, появились еще четыре года назад. Впоследствии сообщалось о переговорах компании с руководством Ленинградской и Тульской областей, которые, впрочем, пока так ни к чему и не привели. Сейчас китайцы приняли выжидательную стратегию — сначала GAC Motor намерен запустить продажи, а уже потом начнет думать о производстве на российской территории.
GAC Motor уже закрепился на Ближнем Востоке и продает машины в Объединенных Арабских Эмиратах и Йемене. В этом году бренд вышел на филиппинский рынок, где собирается подвинуть позиции местного гегемона в лице все той же «Тойоты». Компания имеет большие научно-исследовательские центры в Лос-Анджелесе и Кремниевой долине, где активно работают над технологиями в области автоматического управления.
В следующем году в Гуанчжоу откроется новый автомобильный завод с проектной мощностью до 200 тыс. машин в год, где начнут выпускать электрокары, позиционируемые в качестве доступной альтернативы продукции фирмы Tesla. Наконец, GAC Motor последние несколько лет активно участвует в крупнейших автомобильных выставках мира.
На американский рынок у «ДжиЭйСи» выйти пока не получилось. В том числе в связи с огромными пошлинами на товары из КНР, введенными Дональдом Трампом. Впрочем, китайцы не отказались от намерений достичь США и Европы со стартовой площадкой в России.