От Николая II до Путина: любимые автомобили российских лидеров
В автопарках российских государственных лидеров были как зарубежные, так и отечественные машины. Автомобильная коллекция Брежнева насчитывала три сотни экземпляров, а Сталин в свое время инициировал проект по переходу с иномарок на отечественные бронированные ЗИС-115 по аналогии с современной программой «Кортеж».
В мае 2018 года Владимир Путин приехал на инаугурацию в Кремлевский дворец на лимузине ЛиАЗ Aurus российского проекта «Кортеж». Лимузин построен на единой модульной платформе, разработанной ФГУП НАМИ по заказу Минпромторга. В рамках проекта предприятие также разрабатывает внедорожник, седан и минивэн.
Российский монарх Николай II получил французскую Delaunay-Bellevill от князя Владимира Орлова. Последний интересовался развитием автомобилестроения и, взяв на себя ответственность за знакомство царя с машинами, сам вызвался стать первым царским шофером. К осени 1905 года Николай II потребовал закупить пять Мерседесов, а через год для царской коллекции машин был построен гараж в знаменитом Царском Селе. Среди 56 автомобилей в автопарке были Renault, Peugeot, Delaunay-Belleville и Меrсеdes.
После серии обстрелов и угонов автомобилей Владимир Ильич предпочел пересесть на английский броневик Austin, с которого в дальнейшем читал свои «Апрельские тезисы». В 1915 году Ленин ездил на Turcat-Mery, который через два года угнали, как и большинство его автомобилей. Вскоре Владимир Ильич стал обладателем серебрянного Rolls-Royce Silver Ghost, а в 1920 году пополнил гараж двумя лимузинами этой марки. В конце того же года все машины вождя были собраны в кремлевский Гараж особого назначения, который функционирует и сейчас.
Глава правительства СССР предпочитал крупные американские машины Packard. У Сталина была упрощенная версия автомобиля с отдачей в 160 лошадиных сил, а обязанности шофера в загородных поездках часто брал на себя сын вождя Василий. Осенью 1935 года Сталин получил в подарок от Франклина Рузвельта Packard Twelve 14-й серии. Это был белый лимузин, единственный из всего выпуска оснащенный бронезащитой. По распоряжению вождя его сразу же перекрасили в черный цвет. В 1943-м военном году Советский Союз перехватил инициативу в сражениях, а на Заводе им. Сталина начали разрабатывать новые модели машин для послевоенного времени в целях отказа от зарубежных автомобилей. За основу проекта был взят любимый вождем американский Packard. В 1947 году все иномарки руководителей страны были заменены отечественным ЗИС 115.
Первый секретарь ЦК КПСС предпочитал выезжать на кабриолете ЗИЛ-111, а для встречи гостей правительства, в том числе во время приезда Юрия Гагарина в Кремль, использовался максимально открытый ЗИЛ-111В. Хрущев часто привозил новые автомобили из-за границы: Cadillac Fleetwood 75 из США, Renault Floride из Франции и Хорьх-951 А из Югославии. При этом некоторые из приобретенных и подаренных автомобилей Никита Сергеевич раздаривал родственникам и жертвовал государственным организациям, в том числе дому инвалидов.
Гараж Леонида Ильича регулярно пополнялся новинками зарубежного автопрома, коллекция достигла 300 экземпляров. В 1968 году он получил от руководства Итальянской компартии Maserati Quattroporte с мощностью в 290 лошадиных сил, тогда же обзавелся вишневым Mercedes-280. В 1972 году Ричард Никсон подарил Брежневу созданный по специальному заказу Cadillac Eldorado, а в 1974 — Lincoln Continental. У Брежнева было два Rolls-Royce, один из которых разбился в аварии, и запомнившийся жителям столицы голубой Mercedes-Benz-350 SE, подаренный руководством компании во время выставки Mercedes-Benz в Москве.
В начале 2017 года появилось объявление о продаже ЗИЛ-41047 1988 года выпуска, правительственного лимузина из гаража Горбачева. По утверждению автора объявления, автомобиль принадлежал супруге Михаила Сергеевича — Раисе. Первого и единственного президента СССР в эти годы возил бронированный ЗИЛ-41052 массой около 5,5 тонн (таких в стране было изготовлено всего 22).
Первый Президент России поначалу разъезжал на автомобиле Горбачева, а в дальнейшем пересел на специально изготовленный в Германии Mercedes-Benz S500. У Ельцина было две таких машины синего цвета, а еще через три года гараж пополнили два новых темно-синих Мерседеса. Кстати, летом 2017 года в сети также появилось объявление о продаже синего Mercedes-Benz Pullman Sonderschutz Бориса Николаевича по цене 34 миллиона рублей. Таких автомобилей в мире было выпущено всего 27 штук.
Президент РФ изначально предпочитал черные Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W220 с заводским бронированием и пулестойкими стеклами. В первые годы работы он неоднократно использовал ставший легендарным ЗиЛ-41052, последний из которых выпустили в 2000 году. В 2005 году Путин появился за рулем собственной Волги ГАЗ-21, а чуть позже — «запорожца» ЗАЗ-966. В 2008 году Владимир Владимирович провел тест-драйв Volga Siber, а в 2010 году, посетив Волжский автозавод, проехал на новой Lada Kalina 350 км. Президент поддерживает идею развития российского автопрома, и в мае приехал на инаугурацию в Кремлевский дворец на лимузине ЛиАЗ Aurus российского проекта «Кортеж», в рамках которого разрабатываются также внедорожник, седан и минивэн.