Нет смысла убегать: водителей ждут новые ужесточения
В ближайшее время в России планируют серьезно ужесточить ответственности за ряд нарушений ПДД. Как выяснил Autonews.ru, речь идет о более строгом уголовном наказании для водителей, ставших виновниками ДТП с тяжкими последствиями и скрывшихся с места аварии. Такие поправки в законодательство разработали в МВД России — премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о внесении в Госдуму соответствующего пакета законопроектов.
Кроме того, в МВД признали, что действующее сейчас наказание за езду без прав не пугает злостных нарушителей — многих из них инспекторы ГИБДД ловят несколько раз. В итоге ответственность за повторную езду без прав также совсем скоро ужесточат.
Инициатива наказывать строже за побег с места серьезного ДТП появилась после разбора подобных ситуаций Конституционным Судом (КС). Так, КС постановил признать неконституционными ряд положений ст. 264 УК России. Они, в частности, ставят устроивших ДТП с тяжкими последствиями автомобилистов, которые при этом сбежали с места аварии, в преимущественное положение по сравнению с теми, кто остался на месте. Речь идет в первую очередь о нетрезвых водителях, которые сбегают, чтобы проветриться, после чего приходят в полицию трезвыми и с повинной. В то время как оставшимся на месте пьяным или отказавшимся от медосвидетельствования водителям автоматически вменяют более тяжкое наказание.
Когда поправки примут, сбежавшим водителям за причинение тяжкого вреда здоровью будет грозить до четырех лет заключения, если же в ДТП есть погибшие — от четырех до девяти лет лишения свободы. Текущая же редакция УК РФ предполагает до двух лет лишения свободы и от трех до семи лет соответственно.
«Такие изменения позволят устранить пробел в уголовно-правовом регулировании и создать равные условия в уголовном преследовании лица, скрывшегося с места совершения ДТП, в отношении которого возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления утрачена, и лица, управляющего транспортным средством в таком состоянии, оставшегося на месте ДТП», — говорится в тексте законопроекта.
«Эти поправки для того, чтобы наказать сбежавших пьяных виновников ДТП, — уточнил в беседе с Autonews.ru первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. — Наказание для пьяных за гибель людей остается таким же. Но санкции за оставление места происшествия будут аналогичными и для сбежавших. Перестанут ли автомобилисты после таких ужесточений сбегать с места ДТП — покажет время. Но сейчас пьяный, покинувший место аварии, получает на два года меньше, потому что факт опьянения потом уже не докажешь. А вот если виновник трезвый, сбегать себе дороже — получишь на два года больше».
В свою очередь адвокат Александр Липатников уверен, что этот закон будет весьма эффективен.
«Когда этот законопроект примут, люди поймут, что теперь оставлять места ДТП смысла нет. Я бы не сказал, что сейчас после аварий убегает каждый второй, но с такими случаями мы сталкиваемся довольно часто. Многие люди неплохо разбираются в законодательстве и знают, какая ответственность предусмотрена, если попасть в ДТП в нетрезвом виде и используют такую лазейку. Что касается того, что некоторые привлекаемые за такое нарушение автомобилисты будут доказывать, что не находились за рулем, то следствие легко сможет проверить их аргументы, проведя экспертизы и опросив свидетелей».
Помимо отягчающих факторов УК России в настоящее время предписывает признавать и смягчающие обстоятельства. Например, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда. Суды учитывают и последующее позитивное поведение совершившего преступное деяние лица при решении вопроса о возможности его освобождения от уголовной ответственности. При этом течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты штрафа.
С водителями, которые никогда не получали права, но продолжают садиться за руль даже после встречи с инспекторами ГИБДД, в МВД также будут бороться жестче. Оказалось, что желающие покататься, не получая водительское удостоверения, регулярно устраивают серьезные ДТП.
По данным министерства, только за 2016 — 2017 гг. и первое полугодие 2018 г. правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством) неоднократно (два и более раз) совершили 82,5 тыс. человек. Из них 7,5 тыс. сотрудники Госавтоинспекции задерживали пять раз и более. За это время произошло более 26 тыс. ДТП по вине водителей, не имеющих права управления транспортным средством, в которых погибли 4 тыс. и получили ранения 34 тыс. человек.
Ответственность за такое нарушение, согласно ч.1 ст. 12.7 КоАП, предполагает административный штраф от 5 до 15 тыс. рублей. Но в МВД считают, что этого недостаточно и разрабатывают законопроект, который предполагает повышенную ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления.
В ведомстве не уточнили, как именно хотят ужесточить наказание для таких нарушителей. Однако опрошенные Autonews.ru эксперты не исключают, что ответственность приравняют к той, что предусмотрена ч.2. ст. 12.7. — управление транспортным средством водителем, лишенным такого права. Она влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.