Права, техосмотр и +20 км/ч: в ГИБДД рассказали о важных изменениях
В России началось оформление электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС), которое постоянно откладывалось по разным причинам. Об этом рассказал глава Госавтоинспекции Михаил Черников во время всероссийской конференции ГИБДД в Сочи. На днях таким способом поставили на учет 11 транспортных средств, причем это были не обычные автомобили, а прицепы для перевозки опасных грузов. Но без технических накладок не обошлось: система первое время отказывалась подгружать данные, поэтому понадобилось время на устранение недочетов.
Теперь в ГИБДД уверяют — база данных для перехода на ЭПТС полностью готова и весь необходимый для этого функционал сформирован. Черников уточнил, что ПТС может быть либо бумажный, либо электронный — два документа на одно транспортное средство оформить нельзя. При этом пока переходный период не закончится, бумажные ПТС выдавать не перестанут. Напомним, что окончание этого периода назначено на 1 ноября 2019 г. — именно с этого момента все транспортные средства планируется оформлять исключительно при помощи ЭПТС.
Но быстрого перехода на электронный документ, похоже, ждать не стоит. Хотя для всех подразделений ГИБДД уже прошли многочисленные конференции по обучению электронной постановке на учет, по реакции местных руководителей и валу уточняющих запросов можно понять, что сложностей в регионах еще очень много.
Электронные ПТС — только начало в плановом переводе в «цифру» всех водительских документов. В ГИБДД рассказали, что следующим шагом должно стать внедрение электронных СТС и ВУ, которые позволят более точно идентифицировать водителей и минимизировать количество необходимых для перевозки документов.
Сейчас в распоряжении Госавтоинспекции уже есть система, которая позволяет при помощи планшета или иного гаджета проверить через цифровую базу водительских удостоверений достоверность документа, а также понять, действительно ли именно этот человек его получил и не лишен ли он права управлять транспортным средством.
Как уточнили в ГИБДД, более половины лишенцев не сдают права и продолжают выезжать на дороги. Иногда происходит так называемое «задвоение», когда похожие люди ездят по одному документу и даже перевозят пассажиров. Новые технологии позволят делать это еще более точно и оперативно. Ориентировочных сроков, когда все это может заработать, пока не называют: для начала надо разобраться с ЭПТС.
В ведомстве продолжают настаивать на объединении при сдаче практического экзамена в ГИБДД «площадки» и «города». Руководство ГИБДД по-прежнему считает, что именно так лучше всего получится проверить готовность будущего водителя ко встрече с реальной жизнью на дорогах.
Правда, эту идею критикуют не только представители автошкол, но и сами руководители региональных подразделений ГИБДД, которые просят «оставить все как было». На это Черников заявил, что никаких поспешных решений принято не будет. Кроме того, он еще раз объяснил, что в самом процессе обучения в автошколах никаких изменений не предвидится.
«Бурные обсуждения вызвал первый этап практического экзамена — «площадки», — уточнил Черников. — Почему-то все наши предложения были интерпретированы, так что в ГИБДД вообще планируют исключить этот этап как из программ обучения, так и из приема экзаменов в целом. Это не так. В ГИБДД говорили об приеме итогового квалификационного экзамена в части получения прав управления — об объединении площадки и дороги общего пользования при приеме итогового экзамена в ГИБДД. Но внутренний экзамен на прохождение упражнений на площадке, как был, так и остается».
Максимально обтекаемо в ГИБДД ответили на вопрос корреспондента Autonews.ru о возможной отмене «нештрафуемого» превышения скорости +20 км/ч. Напомним, что российские автомобилисты обязаны этому бонусу первому зампреду комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеславу Лысакову. Принятые поправки в законодательство (погрешность +20 км/ч) он несколько лет назад смог мотивировать многочисленными ошибками, которые допускали камеры фото-видео фиксации при определении скорости движения водителей, что приводило к необоснованным штрафам. Однако c принятием программы по снижению смертности на дорогах к 2024 г. в России все чаще стали звучать предложения по успокоению скоростного режима на российских дорогах.
Глава ГИБДД Михаил Черников сказал лишь, что ситуация, в которой водители воспринимают разрешенный лимит +20 км/час как руководство к действию — «это плохо».
«Ряд стран поддерживает максимально допустимое превышение скорости движения не более 5-6 км/ч. У нас, к сожалению, скорость определена c превышением. И зачастую водители воспринимают, что максимально допустимая скорость — это +20 км/ч к той, что определена дорожными знаками, — сказал Черников. — В первую очередь мы должны понять по дорогам, какая максимально разрешенная скорость может быть там установлена. Если на каком-то участке в городе можно установить ограничение не 60, а 80 км/ч, то субъекты сами могут принимать решение по увеличению допустимой скорости. То же самое касается федеральных дорог, где можно увеличивать скорость, исходя из инфраструктуры».
Косвенно на жизнь автомобилистов может повлиять требование ГИБДД вернуть себе контроль над процессом прохождения техосмотра автобусов, в том числе работающих на межгороде. В Госавтоинспекции недовольны тем, что сейчас в междугородних перевозках сложилась негативная тенденция — водители автобусов продолжают нарушать режим труда и отдыха, совершая многочасовые поездки без перерывов. Кроме того, перевозчики пренебрегают техническим состоянием транспортных средств, выводя на маршрут неисправные машины. По мнению ГИБДД, рейсовые автобусы должны проходить ТО два раза в год.
Если такое решение примут, и ГИБДД сможет переломить негативный тренд, то и для автомобилистов на дорогах будут созданы более комфортные и безопасные условия.
В ГИБДД рассказали о работе над созданием нормативной базы для тестирования беспилотных автомобилей в условиях общего потока. Оказалось, что некоторые разработчики предлагают вообще отказаться от термина «водитель».
Но в ГИБДД к таким кардинальным решениям не готовы — там настаивают, что при испытаниях в салоне все равно должен находиться человек, который будет контролировать процесс и сможет в любой момент взять управление на себя. В ГИБДД также уточнили, что говорить о появлении на российских дорогах полностью беспилотного транспорта, например, автобусов без водителей, пока слишком рано.