Камеры начали фиксировать неостановку перед знаком «Стоп»
Камеры фото-видеофиксации в Москве начали распознавать новый вид нарушения ПДД — выезд за стоп-линию без остановки в случаях, когда на перекрестках нет светофоров, а установлен только знак «Стоп». Информацию об этом Autonews.ru подтвердили в столичном Центре организации движения (ЦОДД).
Как сообщили в ЦОДД, пока таких умных камер всего две: первую установили в августе 2018 года, вторую — в сентябре. О планах по установке других аналогичных видеокамер в организации рассказывать не стали.
В свою очередь автомобилисты уже пожаловались, что начали получать первые штрафы за такие нарушения. Так, водитель Павел Сенькин разместил сообществе «Автомобилисты Москвы» постановление за выезд за стоп-линию без остановки на улице Нижняя Масловка, 9 — 1 ноября водителя поймали при движении на скорости 17 км/ч. Другой автомобилист опубликовал полученный штраф за аналогичное нарушение, которое он допустил 15 августа при съезде с внешней стороны МКАД на Носовихинское шоссе — водитель проехал этот участок на скорости 36 км/час.
Штрафы за данное нарушение выписывает ГИБДД: согласно ч.2 ст. 12.12. КоАП России за неостановку перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора составляет 800 рублей. В случае, если перекресток нерегулируемый, то, согласно ч.1 ст. 12.16. КоАП, нарушителям будет выписан штраф в размере 500 рублей.
Водители уже возмутились подобными нововведениями и заявили, что тормозить до полной остановки на этих участках якобы совсем не обязательно — достаточно посмотреть в боковые зеркала. Однако у ЦОДД на этот счет свое мнение. Там напомнили, что большое количество аварий происходит из-за несоблюдения очередности проезда перекрестка и выразили надежду, что фиксация выезда за стоп-линию без остановки позволит снизить количество аварий этого типа.
«В ПДД России указано четкое определение знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», — заявили городские власти. — Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет — перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 — по главной дороге». Таким образом, согласно Правилам дорожного движения, водитель должен полностью остановиться».
В ЦОДД рассказали, что именно по этим адресам за последний год было зафиксировано более трех серьезных ДТП.
«Камеры установлены по решению Комиссий по безопасности дорожного движения одного из округов Москвы, — уточнили в организации. — Комплекс установлен в месте значительного количества дорожно-транспортных происшествий. В течение года на данных перекрестках произошло более трех аварий, в которых пострадали люди. Перед установкой комплексов перекрестки были дополнительно обследованы специалистами ЦОДД совместно с территориальными подразделениями ГИБДД. Перед началом администрирования была обновлена дорожная разметка, в том числе и линия «стоп» до которой Правила дорожного движения обязывают произвести полную остановку транспортного средства водителю. Также на перекрестке были установлены дорожные знаки «стоп» повышенной информативности».
Адвокат Александр Липатников заявил Autonews.Ru, что в ПДД есть четкое понятие, того, как водитель должен пересекать стоп-линию и совершенно не важно, есть ли перед ней светофор или же установлен только соответствующий дорожный знак. Однако он выразил обеспокоенность тем, сможет ли камера всегда понимать, что имело место быть именно нарушение ПДД. «Главное, чтобы людям не начали приходить штрафы за то, что они застряли на «стоп-линии» из-за плотного трафика. Как это иногда происходит с водителями, которым приходят штрафы нарушение требования знака «Остановка и стоянка запрещена», хотя те всего лишь застряли в пробке.
«У некоторых водителей вообще нет привычки останавливаться перед знаком «Стоп», а такое нарушение может привести действительно серьезным авариям, если, к примеру, такой знак установлен на опасном перекрестке. Понимание того, что за неостановку придет штраф, будет стимулировать автомобилистов лишний раз подумать. Я думаю, что водители довольно скоро привыкнут к тому, что такие штрафы неизбежны и перестанут нарушать ПДД».
В свою очередь адвокат Марат Аманлиев заявил Autonews.ru, что выписка нарушителям ПДД подобных штрафов вполне правомерна. Он также считает, что главной проблемой для автомобилистов могут стать именно технические ошибки.
«Камера должна корректно фиксировать остановку и не ошибаться при оценке дистанции между автомобилем и стоп-линией. Если произойдет ошибка, то в суде в таком случае поможет лишь запись с видеорегистратора», -- сказал эксперт.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков в беседе с Autonews.ru заявил, что никакой неожиданности в том, что камеры стали фиксировать проезд знака «Стоп» без остановки нет. «Водители должны останавливаться и фиксировать остановку, а не тихо катиться, как делают почти все, -- сказал Лысаков. – Так можно ехать при наличии знака «Уступи дорогу», но не допустимо, если установлен знак «Проезд без остановки запрещен». Да, теперь за это будут приходить штрафы с видеокамер, никакой сенсации в этом нет. Их функционал только продолжит расширяться – позже они начнут распознавать выезд на встречную полосу и так далее».