Дроны-почтальоны и очень умные грузовики: что показали в Ганновере
Коммерческий транспорт уже сейчас может обходиться без водителей, но от человека за рулем отказываться рано – такая идея стала основным лейтмотивом 67-й международной выставки коммерческого транспорта в Ганновере (IAA). Беспилотники самых разных видов от грузовиков до минивенов учат самостоятельно функционировать на закрытых площадках, например, на территории заводов, портов и научных кластеров.
Примерно в такой обстановке им и придется работать в будущем. Когда – не берутся прогнозировать даже именитые инженеры, но утверждают: переход к полностью автономному вождению просто неизбежен. Параллельно меняется и дизайн транспорта будущего – многие производители отказываются от водительских классических кабин и в целом от мест для пилотов, ведь в дальнейшем все их функции возьмет на себя искусственный интеллект.
Некоторые фантазируют настолько, что устанавливают на крышах минивенов посадочные поля для дронов, которые должны приносить посылки, пока беспилотник находится на линии. Главные тренды в автономном вождении изучил корреспондент Autonews.ru.
Одним из главных событий IAA стала презентация концептуального электрического беспилотника от Mercedes-Benz под названием Vision Urbanetic. Чем-то напоминающий нашу беспилотную «Матрешку», Vision Urbanetic наглядно показывает, что для людей будет важно в будущем: тихий и экологичный транспорт, который можно вызвать через мобильное приложение.
Предполагается, что днем он будет работать с людьми, перевозя их, например, по выставочным площадям, аэропортам, или университетским городкам. Вечером же «Урбанетик» сможет менять внешность и превращаться в обычного рабочего. Для чего предусмотрены разные варианты кузова, которые подходят к одному и тому же шасси. Кабины водителя в нем не предусмотрено.
От кабин в будущем планируют отказаться и в Volvo. Так, бренд показал полностью автономный электрический тягач Vera, который, как рассказали Autonews.ru, может перевозить до 24 тонн груза. Предполагается, что в Vera можно будет загрузить подробную информацию о маршруте и будущих задачах. После чего машина сама поедет на задание.
Наблюдать за тягачами будут операторы в контрольной башне, которая может находиться в любой точке мира. При этом вмешиваться в работу Vera придется только в случае непредвиденных обстоятельств. Так, если на дорогах все спокойно, Vera сможет самостоятельно принимать решения о том, как наиболее оптимально доставить груз. Операторам только остается контролировать уровень заряда и подгружать будущие задачи.
Пока автомобиль тестируют на закрытых коротких дистанциях, но с каждым разом задачи и маршруты становятся сложнее. В Volvo обещают, что увидеть первые электротягачи на дорогах можно будет довольно скоро, но аккуратно добавляют, что профессия водителя-дальнобойщика пока себя не изжила.
Scania решила пофантазировать и объединила идею гибридного грузовика с троллейбусом. Заметить «рога» на крыше кабины удалось не сразу, а потом представитель компании объяснил, что перед нами Hybrid Electric Truck, который можно подключить к проводам и ехать таким образом на чистом электричестве. Правда, трудно представить себе такой транспорт в крупных городах, где от проводов в центре, напротив, стараются избавиться. Как, впрочем, и на загородных магистралях, которые в России не везде просто освещены.
А вот полностью серийный грузовик Mercedes-Benz Actros, наоборот, максимально приближен к реальности. Он показывает, что, казалось бы, уже привычные для легкового транспорта технологии и опции пока позиционируются как нечто прорывное для коммерческих автомобилей. Умение поддерживать скорость, разгоняться и тормозить умеет сейчас каждый второй, но в мире грузовиков активный помощник при вождении, он же активный круиз-контроль, пока настоящее событие.
На колесящей перед грузовиком девушкой в шлеме, который бы ни разу не спас от многотонной машины, немцы продемонстрировали функцию контроля за слепыми зонами – во-первых, теперь грузовик может предупредить об опасности, которая выскочила из «слепой зоны», а если времени совсем нет, система может сама остановить грузовик и спасти человеческую жизнь.
Вместо панели приборов – два удобных планшета, а аналоговых кнопок и различных «крутилок» почти не осталось. Немцы также избавили свой грузовик от зеркал заднего вида – вместо них по углам самой кабины установили также напоминающие планшеты устройства, на которые выводятся изображения с видеокамер.
На легковушках такие новшества начали появляться совсем недавно, и привыкнуть к ним с ходу было не так-то просто. Но в случае с грузовым транспортом необходимость таких решений более очевидна. Например, благодаря широкому обзору спрятанных от непогоды камер водителю получает больший обзор. Кроме того, отсутствие таких широких «лопат» улучшает аэродинамику и, как следствие, снижает расход топлива.
Главное отличие подхода к развитию беспилотных технологий и электротранспорта в России и в Германии – в том, что местные автопроизводители, как уверяют в том числе представители Mercedes-Benz, не получают никакой поддержки от государства в этом плане, и занимаются НИОКР добровольно. Зато покупатели при выборе электрокара могут рассчитывать на субсидию в размере 4 тыс. евро.
В России же еще в 2016 г. компаниям, которые занялись бы развитием беспилотных технологий, обещали выделять почти 1 млрд рублей в месяц, компенсируя тем почти 100% издержек. Тогда льготы до получателей не дошли – слишком уж жесткими оказались условия доступа к госсубсидиям. Тем не менее, компании ГАЗ, НАМИ, КамАЗ и Sollers несколько лет назад объединились в ассоциацию «Автонет», а также договариваются с государством о возможных субсидиях. Что касается выгод для российских клиентов, то их в силу низкого спроса практически не осталось.
Из всего «Автонета» на выставку в Ганновер приехал только ГАЗ. В числе новинок в основном техника, предназначенная для работы в тяжелых климатических условиях стран, но кое-что нашлось и для Европы. Например, техника экологического стандарта «Евро-6», включая легкий коммерческий автомобиль «ГАЗель NEXT» с новой шестиступенчатой коробкой передач и дизельным двухлитровым 136-сильным двигателем Volkswagen. Также на выставку привезли новый внедорожный грузовик «Садко NEXT» - наследника ГАЗ-66. Модель сначала будут производить в версии с правым рулем для азиатских стран, а позже перейдут к леворульной модели.
Руководитель направления Future Transportation подразделения Mercedes-Benz Vans Штефан Маурэр в беседе с Autonew.ru уточнил, что хотя сами электрокары стоят дороже обычных автомобилей, стоимость их владения оказывается ниже. Тем не менее, по словам других экспертов, высокая стоимость электричества, а также вопрос его накопления и хранения – одни из основных проблем, которые стоят перед развитием отрасли.
«Что касается автономного вождения, то эти технологии будут развиваться постепенно, шаг за шагом, – сказал Маурэр. – Не будет единого старта производства того же «Урбанетика» – будет несколько стартов и несколько предложенных решений для рынка».
Что касается необходимости создания отдельной инфраструктуры для беспилотников, в том числе отдельных дорог, то тут эксперт не смог дать однозначного ответа. «Сложно сказать, какие дороги лучше – те, по которым ездят обычные водители или же нужно создавать нечто дополнительное, – рассуждает Маурэр. – Точно могу сказать, что наше будущее будет полностью автономным, но вот каким будет переходный период, никто не знает. Будут ли это только дороги для автономного транспорта или некий микс. Помимо развития технологий, законодательной базы важным моментом станет и восприятие людей на дорогах таких машин. Смогут ли люди привыкнуть к автомобилям, которые едут слишком аккуратно, иногда слишком медленно, иногда долго принимают решения».
В свою очередь еще один представитель Mercedes уверен, что если ждать появления отдельной инфраструктуры для беспилотников, в том числе грузовых, то «можно вообще не дождаться их появления».
При этом эксперт уверен, что отказ от обычных водителей произойдет еще совсем не скоро. «Долгое время будет существовать множество ситуаций, когда человека за рулем не обойтись. Так, человек не только управляет машиной, он следит за загрузкой и разгрузкой товаров, машина этого сделать не может. Да, доставка из одной точки в другую будет происходить автономно, но на последней миле нам понадобятся живые люди. Но мы понимаем, что многие водители совсем не рады, когда им приходится неделями путешествовать вдали от дома. И почему бы не дать им возможность больше спать в собственных кроватях».