Трансформер: все о самом необычном Mercedes-Benz
«К 2050 г. две трети мирового населения будут проживать в городах. Европа уже столкнулась с нехваткой водителей. Борьба с пробками и вредными выбросами должна стоять на первом месте», — презентация нового беспилотника от Mercedes-Benz в Копенгагене сначала больше напоминала лекцию на факультете автомобильного транспорта.
Но немцы решили не ограничиваться рассуждениями о будущем и показали, на чем нам предстоит ездить — Vision Urbanetic. Мы слегка в шоке.
В основе концепта лежит плоская платформа, которую сами разработчики сравнили со скейтом. Шасси позволят устанавливать на него абсолютно разные кузова. В Копенгагене были продемонстрированы два из них: пассажирский и грузовой. Смена модуля занимает всего 5 минут, хотя для этого автомобилю придется заехать на специальную станцию.
Идея проекта проста — днем «Урбанетик» развозит людей по городу, а вечером занимается доставкой груза. Впрочем, Mercedes тут тяжело назвать новатором — подобные разработки ведутся на данный момент целым рядом автопроизводителей по всему миру. В России, например, аналогичным проектом под названием «Матрешка» уже не первый год занимается компания «Бакулин Моторс Групп», которая успела показать концепт будущего автомобиля на автосалоне во Франкфурте.
Vision Urbanetic действительно экстравагантен. Например, сами разработчики на презентации сравнили грузовую версию концепта с алюминиевым чемоданом. Пассажирская версия в свою очередь имеет вытянутую форму, при этом двери у концепта открываются, как в метро. Для этого достаточно лишь приложить смартфон к специальным сенсорам. Войти в автомобиль смогут только зарегистрированные в специальном приложении пользователи. Традиционные окна у прототипа отсутствуют, их заменяют специальные прорези, а вместо фар у машины установлены особые сенсоры, следящие за дорожной ситуацией.
Салон Vision Urbanetic удивляет не меньше — сиденья в нем заменили стилизованными лавками, которые расположены полукругом на манер амфитеатра. Это сделано для того, чтобы пассажирам было удобнее общаться в дороге. Если пассажир не настроен на разговор, он всегда может воспользоваться сенсорным дисплеями и поиграть в компьютерные игры.
В подлокотниках можно обнаружить бутылки с водой, причем их доставка в машину будет происходить неким «автоматическим» способом. Панорамной крышей Vision Urbanetic удивить кого-то сложно, а вот бегущая строка, которая по желанию может выводить любую информацию от мировых новостей до описания местных достопримечательностей — это уже новшество. Само собой, никаких педалей, рулевого колеса, как, впрочем, и самого водительского места в концепте не предусмотрено.
Грузовая версия Vision Urbanetic может перевозить до 10 европоддонов EPAL. Для автомобиля общей длиной в 5,4 м это достаточно много. Процесс погрузки был полностью показан во время презентации: для этого не понадобилось никакой помощи человека — все происходило в автономном режиме. Кроме этого, электрогрузовик можно оборудовать системой автоматической сортировки и выдачи товара.
На презентации Vision Urbanetic представители Mercedes не раз подчеркивали, что одна из немаловажных задач — построить беспилотник, который не вызвал бы опасения или страха у других участников движения. Например, для пешехода важно быть уверенным, что автономная система его заметила и контролирует движение. Для это вместо традиционной решетки радиатора у «Урбанетика» установлена специальная LED-панель, которая может подавать необходимые сигналы, а также короткие сообщения другим участникам движения.
Для лучшей визуализации система может проецировать на боковину кузова так называемый эффект «цифровой тени». Что-то подобное можно увидеть в фильме «Хищник», когда пришелец деактивировал свой внеземной камуфляж. В свою очередь, Urbanetic таким образом лишь предупреждает, что заметил пешехода или велосипедиста. Водителям в соседних автомобилях, в свою очередь, будет понятно, какое действие намерен совершить беспилотный автомобиль.
Пассажирская версия «Урбанетика» может вместить до 12 человек, а сами разработчики называют ее «сетевым транспортным средством». Это некий райдшеринг будущего, предполагающий совместное использование автомобиля с помощью онлайн-сервисов. Для вызова машины и построения маршрута необходим лишь смартфон с установленным приложением. В случае непредвиденных обстоятельств клиент может всегда связаться с оператором.
В Копенгагене показали вполне рабочую версию этой программы, которая использует сеть G5. По словам представителей Mercedes, первые города уже готовы к использованию новой системы. Окончательный список мегаполисов, где начнутся тесты этой технологии, будут названы немного позднее. На первом этапе машины планируют использовать в парках, аэропортах, крупных заводах, а также студенческих кампусах. После этого автономные машины выйдут и на улицы больших городов.
Продвинутый искусственный интеллект Vision Urbanetic в реальном времени может отслеживать ситуацию в городе и в зависимости от нее переводить автомобили из пассажирской версии в грузовую и обратно. Помимо постоянного анализа текущих транспортных потребностей города, технология умеет функцию самообучения. А за безопасное перемещение беспилотника по дорогам отвечает множество камер, радаров и лидаров, а также навигационная система с картами высокой точности.
В движение концепт приводится с помощью электрической силовой установки. Выбор тут очевиден — это прежде всего забота об окружающей среде, ужесточение экологических требований и желание использовать автомобиль в ночное время суток, не мешая жителям. При этом подробности о силовой установке немцы пока не раскрывать не стали, ограничившись лишь обещанием, что она будет «практически бесшумной» и позволит использовать автомобиль круглосуточно 365 дней в году.
Да, это не шутка — в кузове автомобиля находится небольшая застекленная ниша, где была замечена небольшая фигурка пришельца. Гуманоид забавно трясет головой на манер китайских болванчиков. Получить у кого-то разумного объяснения, что инопланетный гость делает в Vision Urbanetic, нам не удалось.
«Он из будущего», — развел руками представитель датского офиса Mercedes.