«Мы не отвечаем за солнце». Дело о расплавленном Lexus дошло до суда
Необычное судебное разбирательство между владельцем внедорожника Lexus RX и руководством одного из торговых центров началось в Ростове-на-Дону . Причина конфликта — расплавленный на парковке ТЦ под палящими лучами солнца дорогостоящий автомобиль.
Как рассказал Autonews.ru сам владелец Lexus, юрист Тимур Кация, инцидент произошел еще 26 мая. В тот жаркий день водитель приехал в недавно открывшийся ТЦ «Горизонт» и припарковался на стоянке перед зданием в 13:48. Уже в 15:05 он услышал, как по громкой связи назвали его имя и попросили срочно пройти к своему автомобилю.
Кация обнаружил, что его новый автомобиль плавился и дымился, а вокруг суетился охранник с огнетушителем, который пытался предотвратить возгорание. Внутри автомобиля огня не было, но едкий густой дым, шедший от машины, окутал всю парковку. После того, как автомобиль потушили, охрана ТЦ стала разбираться в причинах пожара, а первой версией стал поджог. Однако после просмотра видеозаписи с камер наблюдения стало понятно, что к Lexus никто не подходил. Дымиться он начал после того, как на крышу и лобовое стекло попал «солнечный зайчик» — концентрированный пучок света.
«В итоге в салоне расплавился не только пластик, — рассказал Кация, который сначала вызвал на место полицию, а потом отвез машину в дилерский центр для проведений независимой оценки ущерба. — Оказалось повреждены, в частности, лобовое стекло, корпусы зеркал заднего вида, хромированные молдинги, накладки и обшивка дверей, стекло люка. Практически полностью расплавились верхний щиток приборов, облицовка магнитолы, верхний динамик, рулевое колесо, переключатель стеклоочистителя и крышка дворника».
После проведения экспертизы оказалось, что ремонт автомобиля обойдется в 1,38 млн руб. при том, что такая же новая машина стоит около 3 млн руб.
Чтобы понять, что на самом деле произошло на парковке, автомобилист приехал туда спустя пару дней примерно в то же самое время. И обнаружил, что место, где стоял его автомобиль, огорожено пластиковым заборчиком — прямо в его центре можно было наблюдать все тот же эффект лупы, который формировался из-за особенностей остекленного фасада здания. Тогда автомобилист решил провести эксперимент в присутствии руководства ТЦ: выставил на полтора часа в опасной точке пластиковые детали от другого автомобиля.
За это время пластик полностью расплавился, а обшивка сидения не просто пошла пузырями и полопалась, но и начала возгораться. Сделав вывод, что именно ТЦ должен нести ответственность за поврежденный автомобиль, Кация обратился с претензией к его руководству, однако получил категорический отказ в выплате компенсации в досудебном порядке.
После того, как история получила широкий резонанс, заместитель гендиректора ТЦ Елена Заболотная даже собрала пресс-конференцию, на которой заявила, что ТЦ не может отвечать за солнце, а повлиять на ситуацию с опасной парковкой никак нельзя, так как солнце всегда будет отражаться в стеклах по-разному.
«Чтобы у нас был повод покрыть убытки, нужно сначала доказать причинно-следственную связь между событиями, но отвечать за солнце мы не можем, — объяснила Заболотная. — На парковке стояли и другие автомобили, но с ними ничего не произошло. Недавно в Италии был такой случай: машина стояла на солнце и расплавилась — и ничего. В России подобных прецедентов не было. Поэтому для начала водителю нужно обратиться в суд и там доказать, кто виноват. Что касается здания, то оно построено в соответствии со всеми нормами. Эксперты объяснили, что через неделю солнце будет светить уже по-другому, этого луча не будет, он появится в другом месте».
Тем не менее, как уточнил потерпевший, на настоящий момент злополучное место огорожено уже постоянным, а не временным забором, а так называемый эффект лупы он наблюдал там продолжительное время после инцидента.
В итоге автомобилисту все-таки пришлось обращаться в суд. При этом уже почти четыре месяца ему приходится передвигаться пешком — ремонтировать машину до разбирательств он не стал. На самом первом заседании суд назначил проведение независимой экспертизы. Перед специалистами поставлены вопросы по оценке ущерба, а также о причинно-следственных связях, которые привели к возгоранию: в конце сентября эксперты осмотрят место происшествия и проведут новые эксперименты.
Адвокат Марат Аманлиев заявил корреспонденту Autonews.ru, что перспектива получения компенсации от торгового центра зависит исключительно от выводов эксперта.
«Вопрос в том, возможно ли повторить такой эксперимент в сентябре, когда эффект от солнечных лучей уже совсем другой, — объяснил адвокат. — Возможно, специалист сможет оценить ситуацию, посмотрев видеозапись, где виден процесс плавления автомобиля, но для этого перед ним должен быть поставлен соответствующий вопрос. Если эксперт встанет на сторону автомобилиста, суд безусловно обяжет ТЦ заплатить потерпевшему всю сумму ущерба».
Аманлиев добавил, что в случае, когда автомобиль находится на охраняемой парковке, организация, которой она принадлежит, должна нести ответственность за сохранность машины.