Статьи, 17 авг 2018, 17:31

Напугали и забыли: от каких штрафов спаслись водители

Штрафами за опасные вождение, конфискацией машины за пьянство за рулем, наказаниями через мобильное приложение и даже принудительным лечением — всем этим пугали нарушителей. Но большинство идей осталось на бумаге
Читать в полной версии
Фото: Стоян Васев / ТАСС, РБК, Global Look Press

Ужесточение ответственности за нарушения ПДД — одна из излюбленных тем политических и общественных деятелей. Любые предложения, касающиеся автомобилистов, неизбежно вызывают споры.

За последнее время в обсуждениях забуксовали очень перспективные идеи. Но это не означает, что в итоге прогрессивные способы борьбы с нарушителями и дополнительные штрафы уже не заработают. Чем пугали автомобилистов, и что так и осталось на бумаге — в материале Autonews.ru.

Опасное вождение: штрафа так и нет

Термин «опасное вождение» появился более двух лет назад. Планировалось, что за создание аварийных ситуаций на дорогах инспекторы ГИБДД смогут штрафовать нарушителей на 5 тыс. рублей. Соответствующая статья должна была появиться в главе 12 КоАП России, где прописаны все административные правонарушения.

Чтобы наглядно объяснить водителям, как именно нельзя себя вести, на специально созданном сайте опубликовали видеоролики, моделирующие шесть примеров агрессивного поведения. Таких водителей эксперты даже разбили на категории: «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки», «воспитатели» и «упертые».

В дальнейшем список планировалось расширить. Появилось даже определение такого нарушения — неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением ПДД, в том числе препятствование обгону, необоснованное торможение, отказ уступить дорогу пользующемся преимуществом транспорту и рад других примеров.

В ГИБДД хотели создать специальное подразделение, служащие которого сконцентрировалась бы именно на лихачах — так называемый элитный спецбатальон. После того как идею предложили в МВД, законопроект приняли в первом чтении в Госдуме в 2017 г., но сейчас он заморожен, а штат самих гаишников заметно сократили.

«Письма счастья» за езду без ОСАГО не придут

Масштабный проект по проверке наличия полиса ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации планировали запустить в начале сентября. Начаться он должен был главным образом в Москве, а потом постепенно распространиться в регионах. Но пока эксперимент буксует.

Так, чтобы городские камеры смогли понять, что перед ними едет нарушитель без ОСАГО, нужно наладить обмен данными между ГИБДД и страховыми компаниями, чьи интересы представляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако этого до сих пор не произошло.

Кроме того, пока нет и понимания о размере штрафа за такое нарушение. Сейчас инспектор может наказать такого водителя 500-рублевым штрафом, а просроченная страховка «обойдется» в 800 рублей. Позже появились инициативы повысить штраф до 2,5 тыс. рублей, а потом и до 5 тыс., но пока они остались в лучшем случае на уровне законопроектов.

В РСА уже предложили для начала хотя бы запустить систему в тестовом режиме и не выписывать штрафы: с технической стороны для этого все готово. Но пока договориться у ведомств не получается.

Автомобили за грубые нарушения не конфискуют

Преложения отбирать автомобили у злостных нарушителей ПДД звучат постоянно. В качестве примеров эксперты любят приводить пример сложившейся практики в Белоруссии. Там с 2013 г. изъятая у автомобилиста за пьянство машина отправляется на штрафстоянку, а затем продается с аукциона. Причем совершенно неважно, кому она принадлежит.

В 2017 г. появилась информация, что разработанный Минюстом еще в 2014 г. законопроект о залоге транспортных средств наконец-то заработает. Инспекторы ГИБДД должны были получить право задерживать автомобили пьяных до тех пор, пока такие водители не внесут залог в размере максимальной суммы штрафа за вождение в нетрезвом виде — 30 тыс. рублей. Если бы суд в итоге признал водителя невиновным, деньги ему должны были возвратить.

Авторы таких поправок объясняли их необходимость низкой собираемостью подобных штрафов. Проблема актуальна до сих пор. Так, как сообщали Autonews.ru в ФССП России, в 2017 г. на исполнении у приставов находилось 539,2 тыс. неоплаченных административных штрафов за «автомобильное пьянство».

В текущем году президент общества защиты прав граждан «Коллективная защита» Марат Аманлиев вовсе предложил отбирать и продавать автомобили у тех, кто садится за руль после лишения прав. Но и эти идеи пока находятся в стадии обсуждений.

Лечить пьяных водителей не будут

Два года назад в Минздраве разработали проект федерального закона, который также должен был усложнить жизнь пьяным водителям. Документ предусматривал возможность отправлять на принудительное лечение от алкоголизма автомобилистов, лишенных прав за вождение в нетрезвом виде. На реабилитацию думали отправлять и тех, кто откажется от медосвидетельствования. Тогда в МВД говорили, что если человек попадается по шесть раз в год пьяным за рулем, то он однозначно болен и его нужно лечить.

Проект поправок в КоАП и УК был готов в 2015 году. Его направили в Минюст и Минфин: документ должен был пройти дополнительное согласование в МВД и Верховном суде. Идею то время поддерживал первый заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов, но с его отставкой в 2018 г. инициатива заглохла.

«Народных инспекторов» все еще нет

Дать возможность жаловаться на автохамов на дорогах через мобильное приложение в МВД обещали еще в 2016 году. Потом сроки перенесли на 2018 год. А теперь, изучив нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги», можно обнаружить, что задача по обеспечению технической возможности для обработки видеоматериалов о нарушениях ПДД, поступивших от граждан через приложение «Народный инспектор», сдвинулось на самый конец 2024 года.

Ожидается, что отправлять в ГИБДД можно будет не только ролики, снятые на мобильные телефоны, но и на видеорегистраторы. Действовать анонимно тут не получится — прежде чем стать «Народным инспектором», нужно будет зарегистрироваться на «Госуслугах».

Планируется, что после загрузки материалов, они будут переправляться в ГИБДД — там инспекторы попытаются идентифицировать нарушителя по госномерам. Если это получится, такому водителю направят ему штраф.

Разработкой приложения сейчас занимаются в Минсвязи и МВД.

Штраф за тонировку: все еще 500 рублей

Любителей тюнинга тем пугали, что к лету 2018 г. штраф за тонировку передних стекол вырастет с 500 до 1500 рублей. За повторное нарушение обещали штрафовать на 5 тыс. рублей. После того, как инспекторы ГИБДД потеряли право скручивать номера за такое нарушение, а также с учетом 50-процентной скидки, депутаты посчитали, что текущее наказание водителей просто не беспокоит. Дальше в правительстве долго обсуждали предложения вовсе лишать прав за тонировку. После всех согласований документ там так и остался.