Много камер, выше штрафы: власти придумали, как сделать дороги безопаснее
Национальный проект документа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», направленный на резкое снижение смертности на российских дорогах в период с 2018 по 2024 гг., внесен на рассмотрение в правительство 15 августа. Информацию об этом корреспонденту Autonews.ru подтвердили три авторитетных источника в отрасли.
Проект документа подготовили в Министерстве транспорта России в рамках исполнения указа президента России Владимира Путина, которым он распорядился привести в нормативное состояние региональные и федеральные дороги. Разработкой документа в части наработок по обеспечению безопасности дорожного движения занимались в МВД.
Ранее нацпроект опубликовали на сайте Минтранса, однако его окончательный вариант пока держится в секрете. Тем не менее, один из источников Autonews.ru заверил, что никаких принципиальных изменений в документе сделано не было. К 1 октября, в соответствии с указом президента, документ вынесут для обсуждения на Совете при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам.
Проект состоит из пяти частей: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги необщего пользования Минобороны России». И одна из самых важных касается именно дорог: всего, по информации Минтранса, общая протяженность региональных и межмуниципальных дорог составляет 511 тыс. км. Над ними и предстоит поработать.
Так, нацпроект предполагает, что доля автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, с нынешних 43,1% вырастет до 50,9%. А в городских агломерациях доля дорог в нормативном состоянии должна вырасти с нынешних 42% до 85%. Количество мест концентрации аварийно-опасных участков, где часто происходят ДТП, хотят снизить ровно в два раза. Одна из наиболее амбициозных задач, которая также поставлена и в стратегии безопасности дорожного движения в 2018-2024 гг. — планомерное снижение количества погибших в ДТП с 13 человек на 100 тыс. до четырех к 2024 году.
Реализовывать поставленные задачи по улучшению качества дорог планируют за счет топливного акциза. Чтобы денег хватило, перед Минфином поставлена задача довести норматив зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов от акцизов на ГСМ до 100% уже к 2019 году. Коэффициент, применяемый при формировании базового размера федерального дорожного фонда увеличат, а чтобы деньги тратились должным образом, появится новая информационная система контроля. Всего, как сообщал «КоммерсантЪ», на улучшение качества региональных и муниципальных дорог потратят 11 млрд рублей — в Минтрансе эту информацию комментировать отказались.
Согласно документу, все эти годы Росавтодор и субъекты федерации будет вести работы на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения с тем, чтобы привести их в нормативное состояние, снизить уровень перегрузки и ликвидировать места концентрации ДТП.
По всей стране появится больше автоматических пунктов весогабаритного контроля ТС, на экспериментальном уровне внедрят интеллектуальные энергосберегающие технологии освещения дорог. При этом главным техническим инструментом борьбы с нарушителями ПДД останутся камеры фотовидеофиксации: их количество к 2024 г. должно вырасти более чем в два раза по сравнению с 2017 г.
На более чем 150 участках планируют внедрить автоматические системы управления дорожным движением (АСУДД), включая автомобильные дороги, искусственные сооружениях федерального и регионального значений и городские улицы. Еще один примечательный момент — чтобы дороги строили лучше, будет создана система повышения квалификации работников дорожного хозяйства.
За раздел «Безопасность дорожного движения» отвечают в МВД. И хотя в Госавтоинспекции высказывали мнение, что задумываться о повышении ответственности за нарушения ПДД можно только в случае, если исчерпаны все другие способы, в том числе, для водителей созданы удобные условия на дорогах, нацпроект предполагает ужесточение наказания для злостных нарушителей.
Так, согласно документу, уже до конца 2019 г. МВД и Минтранс должны разработать нормативно правовые акты, направленные на усиление ответственности за отдельные, наиболее опасные правонарушения в области безопасности дорожного движения. А чтобы жалобы на нарушителей сами граждане могли отправлять более оперативно через канал «Народный инспектор», до конца 2024 г. должно быть приобретено техническое оборудование и программное обеспечение для обработки поступивших от них материалов.
Напомним, что обеспечить возможность жаловаться на нарушителей и присылать ролики в Госавтоинспекции обещали параллельно с появлением понятия «опасное вождение» несколько лет назад. Тогда предполагалось, что жаловаться на автохамов рядовые граждане смогут совсем скоро, но этого так и не произошло.
Перемены ждут и профессиональных водителей. Так, должны появиться дополнительные квалификационные требования по допуску водителей к перевозкам пассажиров и грузов. Имеется в виду, в частности, обязательное профессиональное обучение и повышение квалификации. Но это не означает, что рядовым водителям можно расслабиться. Наоборот, требования по усложнению сдачи экзаменов заработают и вне этого нацпроекта — уже через полгода сдачу «площадки» и «города» объединят.
Плотнее МВД придется работать и с Минздравом. Так, ведомства должны будут наконец наладить оперативный обмен сведениями о выданных медицинских заключениях о наличии (отсутствии) у водителей и кандидатов медицинских противопоказаний и ограничений к управлению транспортными средствами.
Сейчас эти данные предоставляются сотрудникам ГИБДД по запросу, в том числе по причине действия медицинской тайны. В итоге это приводит к тому, что далеко не всех водителей, которым по медпоказаниям запрещено управлять автомобилем, оперативно лишают ВУ. Кроме того, медицинские организации должны будут получить новые современные автомобили скорой помощи для оказания помощи пациентам, пострадавшим ДТП. Современное оборудование закупят и для МЧС.