Дороги, знаки, страховка: как изменится жизнь автомобилистов осенью
Летом автомобилисты получили возможность оформлять ДТП с помощью мобильных приложений, формально заработала система электронных ПТС, в порядок проведения медосвидетельствования на состояние опьянения добавился механизм анализа крови.
Но на этом изменения дорожных правил не закончатся. К концу летнего сезона в города вернутся традиционные пробки, а автомобилистов будет ждать ряд очередных нововведений.
Реформа ОСАГО, которую Центробанк предполагал провести еще летом, все-таки осуществится осенью. Границы коридора базовых ставок будут расширены на 20% в обе стороны, и вместо нынешних 3432–4118 руб. для владельцев легковых автомобилей составят 2746–4942 рубля. Для водителей двухколесной техники и нижняя, и верхняя границы снижаются на 20 и 10,9% соответственно до 694–1407 рублей.
Коэффициенты стажа и возраста изменятся в пределах 4,5%, а вместо четырех степеней возраста и стажа появится 50 коэффициентов. Для опытных водителей зрелого возраста тарифы будут снижены, для молодых и неопытных, напротив, повышены. Значение коэффициента бонус-малус будет рассчитываться на каждый календарный год, а не период действия полиса, и привязываться к водителю, а не к автомобилю. Эти меры позволит избежать задвоения КБМ и путаницы при оформлении нового полиса.
Госдума в третьем окончательном чтении приняла изменения в закон о полиции, который позволит ведомству, в частности, делиться персональными данными об автовладельцах. Отсутствие такого положения не давало возможности взимать штрафы за неоплаченную парковку в регионах. Осенью Центру управления парковками Санкт-Петербурга начнет получать данные о нарушителях от МВД и штрафовать неплательщиков.
Зоны платных парковок появились в Санкт-Петербурге несколько лет назад, но большинство автомобилистов пользовались ими бесплатно, поскольку не существовало механизма взимания штрафов. Тариф для легкового автомобиля составляет 30 руб./час, стоимость резидентного разрешения — 1 800 руб./год. Штраф за неоплату — 3 000 рублей.
Представители МВД не раз обещали отменить обязательное использование наклейки «Шипы» в зимний период года при использовании ошипованной резины, и соответствующий законопроект уже поступил на рассмотрение Госдумы. Чиновники ведомства заявляли, что знак давно потерял свою актуальность, так как характеристики современных автомобилей определяются не только фактом наличия шипованной резины, а сама наклейка может ограничивать обзор с водительского места.
В прошлом году начали действовать штрафы за отсутствие такой наклейки при использовании шипованной резины, а автомобилисты столкнулись с дефицитом наклеек в магазинах и придирками со стороны сотрудников ГИБДД. Сейчас о полном отказе от знака речь пока не идет, но его наличие сделают рекомендательным.
Опознавательный знак транспортного средства инвалида смогут получить не только инвалиды первой и второй, но и третьей групп. Кроме того, последние получат право отступать от некоторых требований знаков запрета стоянки, как и инвалиды первых двух групп. Сейчас инвалид третьей группы не может законно пользоваться парковочными льготами, хотя по закону имеет право на них. Кроме того, льготы могут использоваться только при наличии опознавательного знака, но инвалиды третьей группы не имеют на него права и могут быть оштрафованы на 5 000 рублей.
Не исключено также, что опознавательные знаки инвалида изымут из свободной продажи и будут выдавать только в органах соцзащиты. Такой знак будет иметь индивидуальный номер и содержать информацию об владельце.
С 1 сентября вступит в силу новый ГОСТ с требованиями к содержанию дорог, который сокращает сроки ремонта. Время на ремонт мелких повреждений составляет от 5 до 20 суток, а крупные дефекты (15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см в ширину) должны будут устраняться в срок от пяти до десяти суток. На ремонт асфальтовой волны отводится 5–12 суток, гребенки — 10–14 суток, колеи — 5–14 суток.
На ремонт или восстановление дорожных знаков приоритета отводятся сутки, на другие — до трех. Разметку можно восстанавливать месяц, а в случае с пешеходной «зеброй» — трое суток. Обрезка деревьев, закрывающих знаки, должна проводиться в течение одного-трех дней. Посторонние предметы с асфальта дорожники должны убирать в течение трех часов, а крупные разливы бензина или масла — в срок от одного до трех дней. Придорожные рекламные щиты нельзя будет размещать рядом с перекрестками. А временные знаки должны быть убраны в течение суток после того, как необходимость в них отпадет.
Месяц назад президент Путин утвердил повышение размера государственных пошлин за выдачу водительских прав и свидетельства о регистрации транспортного средства, и эти изменения уже вступили в силу. Теперь пошлина за выдачу водительских прав возросла с 2 000 до 3 000 руб., а стоимость оформления нового свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) увеличилась с 500 до 1 500 рублей. Необходимость повышения мотивировалась затратами на инфраструктуру электронного учета и хранения информации.
Начать проверять полисы ОСАГО с помощью камер власти собирались еще в мае, но потом старт системы отложили на сентябрь. Недавно было объявлено о новой задержке по техническим причинам, но осенью систему все-таки обещают запустить. В тестовом режиме система работает уже сейчас, но вместо штрафов рассылает нарушителям уведомления с предложением оформить полис или проверить имеющийся.
Нововведение опробуют в Москве, Казани и других крупных городах, после чего внедрят по всей стране. Это поможет бороться с теми, кто уклоняется от покупки полиса, либо ездит с фальшивками. Система учитывает 10-дневный срок, в течение которого купленный автомобиль может ездить без полиса. Штраф за езду без полиса ОСАГО в России составляет 800 руб., либо 500 руб. при использовании сезонного полиса в период, когда он не действует.