«Мы теряем деньги, но поделать ничего нельзя». Что будет с ценами
Падение рубля станет очередным поводом для подорожания автомобилей в России в дополнение к росту НДС. Локализовавшие производство автокомпании будут подтягивать цены не так резко, как работающие исключительно по импортной схеме. Пока участники рынка называют рост цен «ползущим», но все может измениться уже с нового года.
Курс доллара, напомним, в понедельник, 13 августа, вырос на открытии торгов Мосбиржи, впервые с 18 апреля 2016 года преодолев отметку 68 руб. Курс евро на момент открытия биржи вырос на 90 коп. и составил 78,15 руб.
Ранее автопроизводители в беседах с корреспондентом Autonews.ru уже выражали подобные опасения после публикации очередной версии постановления правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которое значительно усложняет работу автокомпаний в России и требует дополнительных инвестиций в локализацию, а также после планов правительства об увеличении НДС с 1 января 2019 года.
Теперь же, по их словам, падение курса рубля может стать дополнительным обстоятельством, провоцирующим подорожание новых автомобилей. Несмотря на высокую долю локализации в российской автопромышленности, зависимость от поставок импортных дорогостоящих комплектующих все еще огромна. Не стоит забывать, что иностранные концерны пересчитывают полученную в России прибыль в национальную валюту и полученные цифры вызывают как минимум расстройство.
«Все происходящее, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим для отрасли, поэтому нам придется как-то улаживать ситуацию», — объяснил представитель одного из крупнейших в России автомобильных брендов.
В ряде автокомпаний признались, что уже получили огромное количество запросов от дилеров по дальнейшей ценовой политике. «Но точных ответов о том, когда именно и насколько подорожают автомобили, у нас нет. Мы только знаем, что это обязательно произойдет», — предположил представитель еще одной крупной марки.
По его словам, каждое обесценение рубля оборачивается для автокомпаний серьезными финансовыми потерями и требованиями наверстать упущенное со стороны штаб-квартир. Большинство участников рынка старается до последнего оттягивать рост цен в надежде на то, что ситуация стабилизируется. Немалую роль при этом играет поведение конкурентов.
«Пока распоряжений о поднятии цен нам не поступало, но если все пойдут по такому пути, мы просто не сможем остаться в стороне», — признался представитель одной из марок, недавно инвестировавших серьезную сумму в очередной виток развития производства в России.
В другом крупном автомобильном бренде рассказали, что решения об очередном пересмотре цен не принимаются «непосредственно в первые дни падения рубля».
«Все понимают, что цифры, которые мы видим сейчас — это не финальная отметка, никто не может точно предсказать, где окажется рубль, и никто не будет менять цены сразу же, как стало известно о новых санкциях в отношении России. Сейчас все автобренды заняты тщательным анализом, в том числе следят за конкурентами — важно понимать, кто сделает первый шаг. Да, мы теряем деньги, но поделать ничего нельзя — автомобили уже проданы по текущим ценам, договоры заключены и менять мы ничего не будем», — уточнил корреспонденту Autonews.ru представительно одного известного автомобильного бренда.
Еще в одной компании рассказали, что пока не пересматривали цены, но заверили, что это обязательно произойдет. «Кому-то важна доля рынка, кому-то — работа не в убыток. Мы, например, выбираем последнее», — добавил представитель марки.
Президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев заявил корреспонденту Autonews.ru, что пока в России действует «рынок покупателя», потому резкого скачка цен на автомобили ждать не стоит.
«Валютные риски компаний застрахованы, и на принятие решений о существенном изменении цен у автопроизводителей может уйти от нескольких месяцев до года, — объяснил Мосеев. — Те, кто занимается чистым импортом, конечно, смогут более оперативно реагировать на изменения, а ключевые игроки, напротив, будут действовать очень осторожно».
В свою очередь другой представитель дилерского сообщества, Вячеслав Жигалов, напомнил Autonews.ru, что даже в декабре 2014 г., когда ситуация казалось критической, автокомпании не предприняли «никаких необдуманных и поспешных действий».
«Сейчас из-за американских санкций на рынок оказывается серьезное давление, все наблюдают за тем, что происходит, и в какой-то момент реакция обязательно последует. Пока цены и без того постоянно по чуть-чуть ползут вверх. Другое дело, как это выглядит. Так, есть прайсовая цена, например, 1 млн руб., которая может и не будет меняться. А есть акционная цена на тот же автомобиль — 800 тыс. рублей. И теперь она может вырасти до 820-850 тыс. руб. — скорее всего, первое время схема будет работать именно так. Сейчас колебание валют не позволяют автопроизводителям зарабатывать, но настоящий скачок цен мы увидим в начале 2019 года», — спрогнозировал Жигалов.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что санкционный эффект отразится на авторынке, но ближе к четвертому кварталу текущего года. По его оценке, наиболее заметно подорожают автомобили зарубежных марок, особенно тех, которые не имеют собственного производства в России.
«Но и популярные народные бренды также могут подорожать на 10-15%. Наименьший рост цен будет наблюдаться на отечественную Lada. При этом пока мы не можем сказать, что курс доллара и евро будет долго находиться в зоне такого высокого роста — в конце августа-начале сентября не исключен отскок назад на несколько позиций. Стоимость доллара вряд ли откатится к комфортным позициям, но самый негативный сценарий, по моей оценке — стабилизация курса на отметке 70 руб. за доллар», — предположил он.
По мнению эксперта, ощутимый раунд подорожания на авторынке может произойти в следующем году. На это будет влиять масса факторов — и отказ от льгот на импорт компонентов, и повышение НДС, и, конечно, ситуация на валютном рынке.