«Шелковый путь» изнутри: жара, песок и очень смелые зрители
Дежурный самолет
В этом году в самом большом ралли-марафоне Европы участвовало 40 экипажей из 24 стран, в том числе 17 автомобилей соревновались в грузовом зачете. Конечно, «шелковый путь» видел и лучшие времена, когда через стартовый портал проходило более сотни экипажей, но тем не менее борьба выдалась на редкость накаленной и интересной.
Звезд среди участников хватало: действующий обладатель Кубка мира по ралли-рейдам наследный принц Катара Нассер Аль-Аттия, быстрый гонщик из Саудовской Аравии Язид Аль-Раджи, победитель «Дакара» 2014 г. Нани Рома и немногим менее именитые Гарри Хант на самом быстром автомобиле в гонке багги Peugeot 3008 и Матье Серрадори из команды SRT на прототипе. В грузовой категории «КАМАЗ-Мастер» полным составом соревновался с заводской командой белорусского «МАЗа», голландцем Мартином ван ден Бринком (Renault) и японцами из команды Hino.
Чтобы стать фанатом ралли-рейдов, да и вообще автогонок, достаточно хоть раз увидеть их вживую. Около тысячи человек ежедневно обеспечивают работу гонки: механики, повара, водители ремонтного транспорта, пилоты авиации, журналисты, уборщицы, разнорабочие и волонтеры, огромный организаторский штат. Все они перемещаются вслед за спортсменами между новыми городами по маршруту.
База ралли-рейда – бивуак, и он кипит как муравейник: с раннего утра и до ночи, практически не преставая работает столовая с очень качественной кухней, вечером открывается бесплатный бар с импровизированной дискотекой. Механики восстанавливают раллийные машины ночью, отсыпаясь в палатках днем или в дороге в грузовиках асситанса. Бесконечно кто-то приезжает и уезжает. Так что неминуемо накатывают ассоциации с постапокалиптическими караванами из саги «Безумный Макс».
Сам маршрут хозяева гонки начали прорабатывать еще весной. Сначала по спутниковым картам. Потом несколько внедорожников отправились на реконессанс ралли – изучение и корректировка выбранного маршрута с последующей записью точек местности в будущий роуд-бук штурманов.
За несколько дней до старта очередного этапа группа реконессанса повторно проходит трассу, корректирует ее с учетом погодных изменений. Обычно «Шелковый путь» стартует из Москвы или Казани и Санкт-Петербурга, но в этом году гонка впервые поехала в обратном направлении. Из Астрахани маршрут проложили через Элисту, Волгоград и Липецк к Васильевскому спуску Кремля.
Теперь местному населению уже не скидывают с вертолетов листовки (в степи не все умеют читать) – администрации районов и организаторы очно оповещают население о том, где пройдет трасса. Это только кажется, что в степи никого нет, ближе к дорогам стоят небольшие калмыцкие поселения, но в глубине чаще встречаются животноводческие кошары, где живут чабаны с семьями.
Зачастую старые «Жигули» скотоводов выходят на трассу гонки, потому что грунтовка может быть единственной в нужном направлении. Посему сверху страхуют вертолеты, которые помимо видеосъемки оперативно сгоняют чужой транспорт с дороги. Радиосвязь между всеми автомобилями и организаторами в период гонки обеспечивают два самолета, которые посменно дежурят в воздухе.
Большой брат и Африка
Первый круговой этап с большим количеством песка находится в окрестностях Астрахани. За день до старта журналисты получили навигационные координаты фототочек. В шесть утра, за час до старта, мы уже мчимся в боевом автомобиле прессы (Toyota Hilux с трубчатым каркасом и ковшами вместо кресел) на некогда самый большой бархан Европы, получивший название Большой брат.
Песчаная горка возвышается примерно метров на 13 над степью. Местные говорят, что лет десять назад бархан был чуть ли не вдвое выше, но колеса автомобилей срезают плотный верхний слой, и дюны постепенно тают под напором казахстанца – холодного зимнего ветра.
Машины придут через несколько минут, и можно лишь примерно догадываться, где они пройдут. Дело в том, что автомобили движутся от точки к точке по так называемому каналу – его ширина 180 метров. Для выбора места фотосъемки нужно дождаться первой машины, как правило все последующие пойдут по ее следу.
Первым идет Аль-Аттия, катарец уверено на своем Toyota Hilux штурмует так хорошо ему знакомый песок и уходит в степь по ровной дороге. Следом – Денис Кротов на BMW X3, но он выбирает параллельный маршрут, где «кочкарник» (дорога, усыпанная песчаными кочками) сложнее. И тут с небольшой высоты бархана вдруг открывается насколько штурман равнозначен пилоту в деле победы. Пойди Кротов след в след за катарцем, он смог бы держать скорость на 10-20 км/ч выше, сэкономил бы немного времени и ресурса автомобиля.
Фотографы и блогеры к этому моменту щепотками рассыпались по каналу. Пилоты имеют право штурмовать точку в любом месте, и далеко не очевидно, что, к примеру, именно здесь обопрется колесом о бруствер следующий автомобиль. Так и вышло: на подступе к Большому брату Nissan Patrol туркменского пилота Шамирата Гурбанова сел мостами на песчаный гребень, журналисты сначала кинулись фотографировать машину с разных ракурсов, а затем и вовсе стали помогать вытягивать из песчаной ловушки.
Люди стояли прямо на трассе, поэтому раллисты обходили их максимально широко, проложив новую дорожку, но в пылу гонки один из грузовиков «МАЗ-СПОРТавто» прошел в притирку к журналистам и застрявшим спортсменам.
«А я и не знал, что умею так быстро бегать», - признался позже коллега.
Вообще смелости фотографов можно позавидовать. В «Африке» (так называется один из спецучастков с песчаными дюнами) канал довольно прямой и есть небольшие трамплины – то, что нужно для первоклассного кадра. Фотографы пытаются встать прямо у кромки трассы, но в том то и дело, что у каждого экипажа она своя.
Когда на очередном прыжке «КамАЗ» метров за 30 вдруг пошел на журналистов, им пришлось спешно бежать с его дороги. Проезжающий мимо боевой грузовик – еще то зрелище: от 10-тонной машины дрожит земля.
Часто природа вносила коррективы в гонку. На марафонском этапе от Элисты до Астрахани в степи пошел ливень, в считанные минуты трассу размыло так, что даже грузовики закапывались по кабину. На одном из участков образовалось болотце, в котором сели КамАЗы Андрея Каргинова, Эдуарда Николаева и МАЗ Сергея Вязовича.
Последний шел довольно быстро с небольшим опережением лидера Дмитрия Сотникова из «КАМАЗ-Мастер». Антон Шибалов («КАМАЗ-Мастер») и Александра Василевский («МАЗ-СПОРТавто») помогли выбраться Вязовичу из грязи, но отставание от лидера получилось солидное. Руководство гонки в итоге ее остановило, потому что дальнейшее продолжение было небезопасно для экипажей.
Команда Вязовича решила, что челнинцы подыграли таким способом своим фаворитам и сразу снялась с гонки. Многие посчитали это решение эмоциональным. «Вязович – призер Дакара, а амбиции, как известно, требуют результата, но после Элисты обозначилось внушительное отставание. Поэтому этот демарш похож на благовидный предлог, чтобы уйти с красивым оправданием», – поделился мнением коллега.
Гонка с одной поломкой
Вообще резкие заявления на ралли-рейде встречаются редко – в большинстве случаев автогонщики поддерживают друг друга. И если какой-то экипаж понимает, что сейчас он не борется за первое место этапа, то обязательно поможет вставшему коллеге. Так было с Мартином ван ден Бринком, у которого за 20 км до финиша закончилось топливо: россияне Александр Русанов и Алексей Мальцев из команды BFCEC Sport остановились и слили голландцу 50 л дизеля из своего бака.
А когда в Элисте на марафонском этапе, где механики не имели права ассистировать спортсменам, сломался пикап Нассера Аль-Аттии, почти все камазовцы помогали катарцу привести в боевое состояние его пикап. Каждый этап «Шелкового пути» богат такими примерами.
В очередной раз «Шелковый путь» проиллюстрировал аксиому семикратного чемпиона «Дакара Владимира Чагина: «В ралли-рейде выигрывает не тот, кто быстро едет, а тот, кто не ломается». Собственно, такого принципа придерживался Язид Аль-Раджи, победивший на «Шелковом пути».
Саудовец на своем Miniне смог или не пытался быть первым ни на одном спецучастке, но из серьезных поломок у него за всю гонку – замена пробитого колеса. В итоге стабильное выступление обеспечило ему победу. Очень похожую тактику выбрала Мария Опарина на багги Maverick, в результате опередившая многих именитых соперников. В грузовиках тоже все ждали победы отнюдь не чемпиона «Дакара-2014» Андрея Каргинова – почти всю гонку лидировал Дмитрий Сотников. Однако на одном из допов между Волгоградом и Липецком его машина встала, и эта поломка стала ключевой в борьбе за лидерство.
Беда и радость «Шелкового пути» – зрители. С одной стороны, они подвергают себя опасности, подбираясь слишком близко к трассе, с другой стороны – автоспорту критически не хватает фанатов. В густонаселенных районах маршрута гонки очень много людей приходят посмотреть на то, как проносятся боевые машины. Брызги воды и грязи или столбы пыли при этом воспринимаются с большим удовольствием.
И, конечно, самые большие эмоции у зрителей вызывают заводские команды «КАМАЗ-Мастер» и «ГАЗ Рейд Спорт». В Тульской области после брода машинам нужно было резко штурмовать достаточно крутой косогор. Стоковой «техничке»Man, у которой нет задачи ехать быстро, удалось это сделать с четвертой попытки. Это вызвало у местных бурю непечатного остроумия, включая предложение ссадить кого потяжелее из кабины.
«Шелковый путь», как и любой ралли-рейд – соревнование не для всех. Но есть что-то волшебное в этой кавалькаде перемещающихся в след за боевыми машинами людей. В течение всей гонки люди живут одной и в то же время разной жизнью.