Ключи в прихожей оставлять опасно: что и как угоняют в России
На дорогах Москвы в ближайшее время появятся 400 комплексов видеоаналитики, которые в том числе будут отслеживать угнанные автомобили и передавать информацию о них в ситуационный центр ЦОДД.
В ведомстве полагают, что новые комплексы усилят борьбу с угонами. По данным Центра организации дорожного движения, в прошлом году в столице число угонов уже сократилось на 39%. Однако эксперты не верят в эти расчеты.
Как и прежде, наибольшим спросом у угонщиков пользуются автомобили отечественного, японского и корейского производства, отмечает руководитель лаборатории защиты от угона «Кондрашов лаб» Андрей Кондрашов. «Тенденция сохраняется последние пять лет в связи со стабильным спросом на автомобили Toyota, Kia и Hyundai», — объяснил он.
Эксперт Угона.нет Алексей Курчанов добавляет, что «корейцы» постепенно смещают американские и европейские бренды, а спрос на Lada остается стабильно высоким, причем больше всего угоняют классические «Жигули».
Среди иномарок, по статистике МВД, самыми популярными у угонщиков в 2017 г. стали Hyundai Solaris (1471 шт.), Kia Rio (1063) и Toyota Camry (938). В первую десятку входят еще три модели Toyota, включая Land Cruiser 200, а также Ford Focus, Mazda CX-5 и два Renault — Duster и Logan. Однако эксперты Угона.нет советуют обращать внимание не только на количественные, но и на качественные показатели угоняемости.
Если сопоставить число зарегистрированных и угнанных автомобилей, то окажется, что лидером является Nissan GT-R — 9,9 похищенных машин на каждую 1 000 зарегистрированных. Второе и третье места оказываются еще менее очевидными: Brilliance H530 (7,7) и ГАЗ-21 (4,8). Для сравнения, Toyota Land Cruiser 200 занимает в этом рейтинге 11 место с показателем 3,3, Hyundai Solaris — 28-е (2,2), а самая «востребованная» Lada 2113 — лишь 113-е с показателем 0,9 угнанных машин на 1 000 зарегистрированных.
«Система видеонаблюдения не позволяет использовать территории внутри города в качестве отстойников для краденных машин, поэтому угоны сместились к окраинам, спальным районам и торговым центрам, откуда машину сразу увозят за город», — рассказал Алексей Курчанов.
По мнению Андрея Кондрашова, статистика не учитывает реалии рынка, а именно то, что спрос на вторичном рынке в кризис тоже упал: «Угонщики просто не будут угонять больше автомобилей, чем смогут реализовать».
Эксперты пояснили, что традиционно сложная ситуация с угонами складывается в Санкт-Петербурге. Москва — регион с самым большим автопарком и крупный рынок б/у запчастей. Юг России — регионы с хорошими возможностями быстрой перевозки похищенной машины и реализации запчастей.
В пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр уточнили цифры. Так, в 2017 г. число угонов снизилось на 39% по сравнению с 2016 г. А в первых месяцах 2018 г. — в два раза по сравнению с началом 2016 г.
Однако Андрей Кондрашов сомневается в эффективности камер. «Первое, что делают угонщики — подменяют регистрационный номер угнанной машины, что позволяет без проблем ездить под камерами. Кроме того, система лишь фиксирует движение угнанного автомобиля, а не предотвращает угон».
Автомобили угоняют как для перепродажи, так и для разборки на запчасти. По данным Андрея Кондрашова, на разборку идут более 20% угнанных автомобилей в основном бюджетного и среднего ценового сегмента возрастом 5-15 лет.
«Покупая подержанный автомобиль старше 5 лет, автовладелец не готов тратить средства на новые запчасти, предпочитая детали с авторазборок», — говорит эксперт.
В АвтоСпецЦентре объяснили, что премиальные модели не разбирают на запчасти, а чаще всего перепродают в другие страны. Помимо кражи адвокат Дмитрий Зацаринский называет и другие виды преступлений, включая инсценировку угона с целью получения страховки и угон для последующего совершения преступления.
Вскрыть и завести современный автомобиль несложно, обладая набором электронных устройств, утверждают эксперты. «Сегодня почти никто не действует отмычками и физическими средствами, поскольку это увеличивает время угона. Преступники используют специальное программное обеспечение, способное подобрать виртуальный ключ к конкретной модели автомобиля», — рассказал представитель ГК АвтоСпецЦентр.
Особенно удобной для угонщиков, говорит Алексей Курчанов, стала система бесключевого доступа. «Не требуется ломать замки и тратить время на деактивацию штатного иммобилайзера. Угон при помощи ретранслятора занимает 10 секунд. Радиосигнал в подобных устройствах способен пробивать даже железобетонные стены и дотягиваться до ключа, лежащего в кармане куртки в прихожей у вас дома».
Руководитель лаборатории «Кондрашов лаб» рассказывает, что метод защиты от угона с сигнализацией и дополнительным механическим блокиратором давно устарел. Сегодня эффективным считается комплексный подход, когда охранный комплекс защищает автомобиль без участия автовладельца или третьих лиц и строится с учетом условий хранения и эксплуатации, а также способов угона конкретной модели.
Адвокат Дмитрий Зацаринский добавляет, что штатные противоугонные системы хорошо изучены и не представляют особой сложности. «Неприятным сюрпризом для угонщиков могут стать незаметные авторские противоугонные устройства. Обнаружить их быстро почти невозможно», — говорит специалист. Стоимость такого противоугонного комплекса адвокат оценивает в 40-50 тыс. рублей.
Хорошая противоугонная система нужна даже для покупки страхового полиса, заверил Сергей Демидов из Ренессанс Страхование. «Раньше наиболее угоняемые автомобили некоторые компании не страховали вовсе, но сейчас их достаточно оборудовать адекватной защитой. Для популярных моделей золотым стандартом остается спутниковое противоугонное устройство, либо комплекты механических противоугонок с качественными иммобилайзерами. Например, для страхования Toyota Land Cruiser 200 в Санкт-Петербурге обязательна спутниковая система высокого уровня».
В области охранного оборудования также наблюдается технологический прорыв, замечает Татьяна Парван из компании-разработчика систем безопасности СтарЛайн. Телематические системы, говорит эксперт, обеспечивают не только охранный, но и сервисный функционал, а авторизация владельца может проводиться при помощи смартфона или Bluetooth-метки. Кроме того, такая охранная система может глубоко вмешиваться в систему управления автомобилем, блокируя по цифровым шинам основные агрегаты.
Эффективно бороться с угонами мешает несовершенство законодательной базы, уточнил ведущий юрист Европейской Юридической Службы Чермен Кассохов. «Когда человек угоняет автомобиль с целью хищения, он всегда может сказать, что просто брал покататься. В таком случае его действия будут подпадать под статью 166, а не 158 УК РФ, и он может рассчитывать на более мягкое наказание».
В России нет единой базы о всех автомобилях, которая бы помогла выявить криминальные машины, жалуется Андрей Кондрашов: «Если пытаются зарегистрировать VIN, который не был ввезен или произведен, либо такой VIN пытается покинуть территорию РФ, это можно отследить».
Наконец, есть проблемы и в поимке организованных криминальных групп, добавил эксперт: «Один вскрывает, заводит, второй перегоняет, третий делает документы, четвертый изменяет идентификационные номера, пятый реализует на вторичном рынке. Привлечь их, как группу очень сложно, при этом уйти от ответственности на любой из стадий очень просто».