Полиграф, алкозамок, термоодеяло: что ждет автомобилистов
ГИБДД опубликовала план реализации стратегии по безопасности движения, рассчитанный на шесть лет. Как и принятая ранее государственная стратегия безопасности дорожного движения, ведомственный документ пока представляет собой лишь проект плана по реализации некоторых мер, которые могут быть реализованы в период до 2024 года.
Именно они, по мнению чиновников, помогут достичь уровня смертности на дорогах не более 4 погибших на 100 тысяч человек населения в год.
ГИБДД предлагает проработать вопрос установки алкозамков, то есть устройств блокировки запуска двигателя при наличии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. По сути, автомобили предлагают оснащать портативными алкотестерами. Однако о массовой установке речь не идет. Документ говорит лишь о профессиональных водителях, работа которых связана с особым риском, а также о водителях, которые ранее уже были наказаны за вождение в нетрезвом виде, либо отказывались от освидетельствования.
Еще одна предложенная мера — обязательное психофизиологическое обследование водителей, которые находились в состоянии опьянения высокой степени или ездили в пьяном виде не один раз. Психофизиологическое обследование подразумевает беседы с психологом и тесты на детекторе лжи (полиграфе), по результатам которых медики будут принимать решение о том, что именно употребляет водитель, и стоит ли ему вообще возвращать право водить автомобиль. Аналогичные тесты несколько лет назад были введены для людей, желающих работать в полиции.
В состав автомобильных аптечек предлагают включить средства для укрытия и переноса пострадавших. Речь идет не о носилках, а о так называемом спасательном термоодеяле, которое хорошо знакомо спортсменам и туристам. Это накидка из полиэстра, способная сохранять тепло, либо отражать его. Она не пропускает воду, защищает от ветра и может очень компактно складываться до размеров кармана. Такая накидка поможет укрыть пострадавшего и согреть его до приезда помощи. Минимальная стоимость термоодеяла — от 200 до 300 рублей.
Появятся работающие по всей стране приложения, с помощью которых обычные граждане смогут фиксировать различные нарушения ПДД, а процедура применения наказаний к нарушителям станет проще. Как ранее заявляли в МВД, все материалы будут регистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг, проходить проверку и направляться в отделы ГИБДД по месту нарушения. На разработку приложений власти обещали выделить 2,5 млрд рублей. Сегодня подобное приложение существует только в Москве, а его функционал ограничен фиксацией нарушений правил парковки.
Российскую систему аварийного оповещения и другие телематические сервисы также предлагают использовать для доказательств фактов нарушений ПДД. Речь идет о некоем комплексном решении, в котором будет задействована не только ЭРА-ГЛОНАСС, но и системы навигации автомобилей, а также уличные комплексы видеонаблюдения. Кроме того, полицейские предлагают организовать более глубокую интеграцию ЭРЫ-ГЛОНАСС, Службы спасения и принадлежащего МЧС комплекса «Безопасный город» таким образом, чтобы спасатели автоматически получали координаты места ДТП и могли более оперативно реагировать на аварию.
Стратегия безопасности обозначила проблему отсутствия полноценной системы контроля технического состояния автомобилей, а план ГИБДД предложил некоторые меры по изменению ситуации. Техосмотр перестанет быть формальностью, а сама процедура станет строже. В первую очередь это касается автобусов и машин, перевозящих опасные грузы. Уже сегодня чиновники предлагают ужесточить техосмотр, ввести системы видеонаблюдения в техцентрах и единую систему учета. Наконец, надзорные органы получат право запрещать эксплуатацию неисправных транспортных средств и принудительно отправлять их на диагностику. Кроме того, ужесточится система допуска на дороги автомобилей после тюнинга.
Государственная стратегия уделяла особое внимание обеспечению бесперебойного движения транспорта оперативных служб, но в ГИБДД пока не решились на изменения существующих правил и ужесточение наказаний. Полицейские предлагают использовать технические средства для экстренного информирования водителей о приближении оперативных машин при помощи интернет-каналов, навигационных систем, радиостанций и информационных табло. При этом процедуры ввода в эксплуатацию средств оповещения должны быть максимально упрощены вплоть до использования льготных тарифов на электроэнергию. Но самым революционным выглядит предложение об освобождении оперативников от гражданской ответственности при проведении спасательных операций, то есть медики и спасатели могут получить право, например, таранить мешающие им автомобили.
Для того, чтобы водители активнее использовали детские удерживающие устройства, в ГИБДД предлагают организовать систему проката, в том числе на безвозмездной основе. Это позволит пользоваться креслами малообеспеченным семьям или тем, кому устройства нужны лишь изредка. Программа будет по большей части социальной, а пункты проката могут появиться, например, в медицинских учреждениях. Надзором за соблюдением правил перевозок детей могут заняться, в том числе родительские патрули, институт которых планируется создать на базе образовательных организаций.
Поправки также могут быть внесены в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Суть поправок в обязательном оснащении детской одежды определенных категорий, включая спортивную и туристическую, световозвращающими материалами. Аналогичное требование будет касаться ранцев, сумок, ученических рюкзаков и портфелей.
Минздрав и МВД России могут создать единую базу данных со сведениями о выданных водительских справках и имеющихся у водителей медицинских ограничениях. Аналогичная база с документами о прохождении обучения водителей может быть создана полицейскими совместно с Рособрнадзором. А в законах появится ответственность должностных и юридических лиц за нарушение порядка оформления и выдачи свидетельств о прохождении обучения и медицинских комиссий. То же касается ответственности за несвоевременное внесение изменений.