Минимальный вред: в России придумали замену электромобилям
Владимир Путин заявил, что использование автомобилей на газовом топливе для России является более приоритетным, чем эксплуатация электрических. Глава государства поручил правительству разработать программу по расширению использования газомоторного топлива. Ранее стало известно о том, что правительство выделяет 2,5 млрд руб. субсидий на стимулирование продаж газомоторной техники.
В рамках совещания по поддержке газомоторной техники министр энергетики Александр Новак высказал предложение разрешить автомобилям на газовом топливе ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. На это заявление уже отреагировал один из столичных операторов каршеринга, который выразил готовность перевести на газ весь свой парк при принятии соответствующих изменений.
Главными преимуществами газового топлива считаются его низкая цена и экологичность. Как объяснил директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов, газ стоит вдвое дешевле жидкого топлива и не требует сложных систем нейтрализации для обеспечения выхлопа Евро-5. Последнее обстоятельство и является определяющим для государства, утверждает эксперт: «Использование природного газа, в любом случае, наносит минимальный вред атмосфере и качеству жизни населения, особенно при эксплуатации в городских условиях».
По оценкам транспортных компаний, переход на газ позволяет существенно сократить расходы на топливо. Например, опытный UAZ Patriot, который год отработал в Минэнерго, позволил сэкономить 42% затрат. Примерно те же цифры называют специалисты транспортной компании FM Logistic, которые эксплуатируют газовые грузовики разного размера.
В своем обращении президент упомянул электромобили в качестве одного из решений экологических проблем. Тем не менее, подчеркнул Путин, электричество не всегда можно получить без загрязнения окружающей среды.
«Для того, чтобы получить электроэнергию, нужно сначала ее выработать, и значительная часть электроэнергии вырабатывается на угле. Это очень серьезное обстоятельство, которое мало кем учитывается», — объяснил он. Именно поэтому использование газомоторного топлива президент посчитал более приоритетным.
Существует два вида газового топлива. Первый — сжиженный газ (LPG), являющийся побочным продуктом перегонки нефти и известный в России как пропан-бутан. Второй — сжатый природный газ (CNG), основным компонентом которого является метан. Первый давно используется в легковых и легких коммерческих автомобилях, а инфраструктура заправочных станций для него в России достаточно распространена. Второй подается в дома и объекты инфраструктуры, но для заправки автомобилей используется сравнительно недавно. Тем не менее, именно на метановую технологию сейчас делают ставку в России.
Метан дешевле, экологически чище, менее взрывоопасен и проще в эксплуатации по сравнению с пропан-бутаном. Однако аппаратура для метана сложнее и дороже. Метан хранится в тяжелых стальных или более технологичных композитных баллонах, выдерживающих давление 200-250 бар против 5-6 бар в случае с пропан-бутаном. Из этого же следуют инфраструктурные ограничения — построить комплекс для заправки метаном сложнее.
В России проблем с поиском сжиженного газа нет. В Москве действуют более сотни заправок, есть они в большинстве маленьких городов, равномерно распределены по трассам. Во всей стране насчитывается около 7500 станций пропан-бутана, причем как отдельных, так и стоящих на крупных сетевых АЗС. Пропан продают по цене от 16,5 до 25 руб. за кубометр, в среднем — 18 рублей.
Заправиться сжатым метаном гораздо сложнее. В столице есть только шесть заправок, расположенных в промзонах около МКАД. В других городах и на магистралях они встречаются редко, а наибольшая концентрация таких заправок — в южных и кавказских регионах страны. Общее число метановых станций в России не превышает трех сотен. Самую большую инфраструктуру построил Газпром, под крылом которого с 2012 г. работает сеть газовых заправок и технических станций под брендом EcoGas — 255 объектов, включая передвижные автогазозаправщики. Стоимость метана — от 12,5 до 16,5 рублей за кубометр.
Почти все производители грузовиков и автобусов предлагают модели на газовом топливе, а вот с легковыми дело обстоит хуже. Единственный серийный автомобиль на метане выпускает АвтоВАЗ. Битопливный седан Lada Vesta CNG может проехать без дозаправки около 1000 км, а его двигатель развивает 96 л.с. при работе на метане и стандартные 106 л.с. — на бензине. В следующем году завод начнет серийное производство двухтопливной Lada Granta CNG, которая также будет работать на бензине и метане с общим запасом хода более 1000 километров.
Осенью прошлого года завод Ford во Всеволожске начал выпуск двухтопливных универсалов и хэтчбеков Focus LPG, работающих на сжиженном газе, которые оснащаются итальянским оборудованием и 40-литровым баком для газа вместо запасного колеса. Мощностью двигателя составляет 117 л.с. против 125 л.с. у бензинового. Суммарный пробег — 770 км, а основными клиентами должны были стать таксопарки.
Доля заводских газовых машин в общем парке ничтожно мала. По оценке доцента Российской Академии Народного Хозяйства Ивана Капитонова, общее количество газомоторных автомобилей в России составляет немногим более 2 млн единиц, причем 96% — это легковые автомобили, большинство из которых переделаны полукустарным способом.
Столичные власти неоднократно заявляли, что не собираются пускать на выделенные полосы дополнительные автомобили помимо такси и машин экстренных служб. По мнению заммэра по транспорту Максима Ликсутова, по выделенкам должны ездить только опытные водители.
«По выделенной полосе должны ездить профессиональные водители, которым предъявляются более жесткие требования. Они проходят ежедневные медосмотры, автобусы и машины такси — технический контроль. К машинам и водителям каршеринга предъявлять их нет смысла», — заявил Ликсутов.
Штраф за выезд на полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, составляет 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге и 1500 руб. в остальных российских городах. Частному транспорту разрешено передвигаться по выделенным полосам по воскресеньям и в праздники, если установленные знаки не вводят иной порядок движения.