Стало лучше, но будущее под вопросом: 9 фактов о продажах машин
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале 2018 г. в России реализовано 392 920 легковых и легких коммерческих автомобилей, что почти на 22% лучше результата аналогичного периода в 2017-м.
Рост продаж отмечается на протяжении 12 месяцев, и рынок постепенно оживает, хотя покупательская активность растет неравномерно. При этом прогнозы на итог календарного года остаются очень сдержанными.
Продажи лидеров выросли на треть
За первые три месяца рынок прибавил 21,7%, но у брендов-лидеров рост еще значительнее. Lada прибавила 29%, реализовав за три месяца 79 144 машин, у Kia прибавка достигла 40% (52 201 шт.), Hyundai — 28% (38 891 шт.), Renault — 27% (33 195 шт.), Skoda — 33% (16 891 машина). В первую десятку вернулась некогда народная марка Ford с результатом 12 768 машин и ростом на 36%.
Lada Vesta опередила Granta
Самый дешевый автомобиль рынка уступает место более дорогим — с прошлого года Granta отдала первое место корейским конкурентам, а теперь уступила еще и семейству Vesta. В первом квартале реализовано 24 333 Vesta против 20 557 Granta, а рост спроса составил 60% и 16% соответственно. Продажи Lada Vesta растут быстрее, чем у всех других моделей-лидеров рынка, и при сохранении такой динамики вазовское семейство в следующем месяце может выйти в лидеры рынка. Уже сейчас из топ-25 выпала вазовская Kalina, и в течение года ее должны объединить с семейством Granta.
Hyundai Creta установила рекорд
Впервые в истории рынка кроссовер опередил по продажам бюджетный седан, прежде входивший в тройку лидеров. По итогам первого квартала Hyundai Creta не только заняла четвертое место с результатом 15 764 машины, но и опередила соплатформенный седан Solaris (14 470). По объемам продаж Creata в полтора раза опережает ближайшего одноклассника Renault Duster и вдвое — Kaptur. За три месяца спрос на кроссовер вырос на 39%.
Японские бренды растут медленно
На фоне роста рынка топовые японские бренды демонстрируют некоторую стагнацию. Toyota за три месяца реализовала 20 587 машин, заняв пятое место (прибавка составила всего 4%), а спрос на самые популярные модели RAV4 и Camry даже упал. Но это можно объяснить скорым дебютом кроссовера и седана нового поколения.
Результат Nissan еще скромнее: 18 084 машин и рост на 3% при падении X-Trail и Qashqai. Продажи Mazda выросли на 14%, но речь всего о 5 953 проданных автомобилях. Приличный рост показали Subaru (1639 шт., + 55%) и Honda (947 шт., плюс 163%). Наконец, из затяжного пике выходит Mitsubishi, а рост на 141% — самый мощный среди первой десятки брендов. Общий результат марки за три месяца — 10 232 автомобиля.
Продажи премиум-марок стагнируют
Продажи выросли только у двух крупнейших премиальных брендов. Mercedes-Benz реализовал 8551 автомобиль, и прибавка составила 4%. Почти столько же (7 930 шт.) у BMW, но динамика лучше — плюс 14%. Все остальные марки остались при своих или оказались в минусе. Это Audi (-9%), Lexus (0), Volvo (-19%), Infiniti (-21%). Быстрорастущий в 2017 г. Cadillac в первом квартале 2018 г. упал сразу на 46% — продано всего 182 автомобиля.
Господдержки рынка больше не будет
Время льготных автокредитов подошло к концу. Правительство выделило на поддержку автопрома 10 млрд руб., из которых только 3 млрд пойдут на кредитование, но только по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Сумма в 4 млрд будет направлена на поддержку автолизинга. Еще 2,5 млрд — на стимулирование продаж газомоторной техники. Наконец, оставшиеся 500 млн руб. направят автопроизводителям Дальнего Востока в качестве компенсации перевозки изготовленных машин в другие регионы.
Ставки утилизационного сбора выросли
С 1 апреля вступили в силу новые ставки утилизационного сбора на автомобили. Для легковых машин с объемом двигателя до 1 л он вырос на 18% (до 33 тыс. руб.), от 1 до 2 литров — на 90% (до 84 тыс. руб.), от 2 до 3 л — на 49% (до 126 тыс. руб.). На автомобили с объемом двигателя 3 и более литра сбор не изменился (114,6 тыс. и 181,6 тыс. рублей). Такие суммы обязаны платить как импортеры, так и местные производители, однако последним государство будет компенсировать затраты через механизм субсидий для автопроизводителей.
Электромобили никого не интересуют
Льгот для производителей и владельцев электромобилей рынок так и не дождался. Минпромторг не поддержал обнуление ввозных пошлин, а утилизационный сбор на них даже немного вырос. Основной причиной чиновники назвали необходимость развития производства электромобилей в России, однако они в стране по-прежнему не выпускаются. Программа стимулирования спроса на электрический транспорт, которая должна была быть запущена в 2018 г., пока не представлена. На реализацию программы должно было выделяться 1,5 млрд руб. ежегодно.
Рынок вырастет на 10% к концу года
Впервые с начала года эксперты АЕБ дали прогноз по продажам автомобилей. Ранее организация отказывалась делать прогноз, поскольку не было ясности с размерами утилизационного сбора. После объявления новых ставок утилизационного сбора Комитет автопроизводителей АЕБ спрогнозировал рост на уровне 10%. «Участники рынка согласны, что дальнейший рост — наиболее вероятный сценарий на 2018 год. Прогноз членов АЕБ — улучшение общих продаж примерно на 10% по сравнению с 2017 г., до уровня 1,75 млн штук», — заявил председатель Комитета Йорг Шрайбер.
Подробности о продажах автомобилей в России, скидках и новинках можно найти в Telegram-канале автора материала Ивана Ананьева.