Автомобили снова подорожают. На этот раз из-за сбора
Легковые автомобили в России в очередной раз подорожают — с 1 апреля начнут действовать новые ставки утилизационного сбора, который производители и импортеры обязаны уплачивать в пользу государства с каждого проданного автомобиля.
Новые ставки выше прежних на величину до 90%, причем больше других выросли сборы с машины самого массового сегмента. Участники рынка ожидают роста цен на величину до 8% к концу года, но уверяют, что машины местной сборки подорожают не столь значительно.
Утилизационный сбор как оплата затрат государства на переработку автомобиля после окончания его эксплуатации был введен 1 января 2014 года. Отечественных автопроизводителей по требованиям Всемирной торговой организации (ВТО) обязали платить наравне с импортерами. Сумма сбора рассчитывается как произведение базовой ставки на коэффициент, который зависит от класса транспортного средства, объема двигателя и возраста.
Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 000 руб., для грузовиков и спецтехники — 150 000 рублей. Возрастной ценз делит ввозимые автомобили на новые и возрастом 3 и более лет, причем коэффициенты для последних в разы выше, чем для новых, что фактически закрывает рынок для импорта бывшей в употреблении техники. Сумму сбора правительство меняет, увеличивая коэффициенты. В последний раз утилизационный сбор корректировали в 2016 г., когда повышение составило 65%.
Утилизационный сбор на новые автомобили с объемом двигателя до 1 л вырастет на 16% с 28,4 до 33 тыс. руб., ставка для машин с двигателями от 1 до 2 л увеличится на 90%, до 84 тыс. руб. вместо прежних 44,2 тыс. руб., а при объеме до 3 л — на 49,3%, то есть с 84,4 до 126 тыс. рублей. Автомобили с объемом двигателя 3 и более литра облагаются прежними сборами: 114,6 тыс. или 181,6 тыс. руб., при двигателе объемом более 3,5 л. Сбор на электромобили вырастет на 14,8% и составит 28,4 тыс. рублей. В среднем, утверждают в Минпромторге, увеличение ставок утилизационного сбора составляет порядка 15%.
Размер утилизационного сбора на популярные модели | ||
Модель | Сумма сбора, руб. | |
Smart | 33 000 | |
Hyundai Solaris 1,6 | 84 000 | |
Kia Sportage 2,0 | 84 000 | |
Toyota Camry 2,5 | 126 000 | |
BMW 340i | 126 000 | |
Nissan Murano | 114 600 | |
Mercedes G63 AMG | 181 600 |
Cегмент машин с двигателями объемом до 2 л, по мнению исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, является наиболее массовым, и повышение сбора даст бюджету максимальный доход. При этом сразу несколько источников в компаниях, имеющих российское производство автомобилей, рассказали, что повышение утилизационного сбора почти не коснется машин локальной сборки, поскольку правительство в программах поддержки производства компенсирует им утилизационный сбор.
Эксперты не исключают, что 90%-е повышение сбора направлено на стимулирование локальной сборки. «Возможно, в этом есть некий посыл к локализации сборки машин массового сегмента», — комментирует заместитель директора департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Руслан Павлов. При таком раскладе, соглашается руководитель практики автомобильного сектора консалтинговой группы КПМГ Ульрик Андерсен, общая дополнительная стоимость для местных производителей может оказаться меньше самого сбора.
Сохранение ставок для машин с моторами объемом более 3 л Сергей Удалов объяснил нежеланием правительства нанести удар по ослабшему премиальному сегменту: «В прошлом году премиальный сегмент вырос всего на 0,4%. Премиум занимает составляет 10% рынка, но в деньгах приносит 25% доходов. Если машины подорожают, сегмент может упасть».
На повышение утилизационного сбора, уверяет Ульрик Андерсен, автомобильный рынок отреагирует спокойно, поскольку оно было ожидаемым. «Повышение уже было заложено и в бюджеты автомобильных компаний на год, и в применяемую ими стратегию ценообразования на 2018 год», — полагает эксперт. А те, кто не закладывал повышение, добавляет Руслан Павлов, будут вынуждены сдерживать цены, чтобы сохранить свою долю рынка. Сергей Удалов также предполагает, что производители будут вести себя как в 2015 г. и повышать цены плавно.
Скорее всего, в первом полугодии цены расти не будут, говорит директор автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PwC) Виктория Синичкина, а вот к концу года повышение возможно, причем производители будут аргументировать его именно ростом утилизационного сбора. Руслан Павлов также ожидает первой волны роста цен летом, когда происходит смена модельного года. Вторая волна, по мнению эксперта, произойдет с нового календарного года и смешается с инфляционным ростом цен.
В цифрах, уверяет Ульрик Андерсен, повышение будет не настолько большим, чтобы испугать рынок: «Повышения сбора в среднем на 15% рынок может даже не заметить, не придется существенно менять розничные цены, что означало бы серьезную угрозу для недавно стабилизировавшейся ситуации».
В компании PwC предполагают совокупный рост цен на уровне от 4 до 8%. «В случае локализованных моделей мы видим рост цен из-за инфляции от 2-3 до 5%. Утилизационный сбор добавит еще 2-3%. Двузначных цифр ожидать нет смысла», — объясняет Виктория Синичкина.
Аналитик «Альпари» Анна Бодрова также предрекает рост цен на величину от 5% до 8%: «Рост цен более чем на 10% оттолкнет от сектора автопрома потенциальных покупателей, рост менее 5% будет нерентабельным для производителей».
Индексация утилизационного сбора повлечет за собой увеличение розничных цен и негативно отразится на спросе среди потребителей, подтвердили в российском представительстве Mitsubishi. А директор по связям с общественностью Mercedes-Benz РУС Андрей Родионов рассказал, что коррекция цен не будет привязана к изменениям сбора, и пройдет по совокупности факторов, включая курсовые изменения, инфляцию и налоговую нагрузку.
Василий Мельников из представительства BMW заявил, что рассматривается несколько вариантов, но цены повысить в любом случае придется: «Наше ожидание по рынку в том, что цена затронутых автомобилей в среднем увеличится на 50-60 тыс. руб., и нагрузка ляжет на плечи клиентов. В прошлом году нам удавалось удержать рост цен за счет внутренних ресурсов».
В начале 2018 г. комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) впервые отказался давать годовой прогноз по продажам автомобилей из-за неопределенности с новыми ставками утилизационного сбора. После обновления правительством ставок представители АЕБ оказались недоступны для комментариев, и прогноза организации на год по-прежнему нет.
Ранее многие эксперты давали прогноз на 15%-й рост рынка, но Виктория Синичкина из PwC ожидает более умеренной динамики: «Прогноз роста рынка на 11% до конца 2018 г. достаточно консервативный, и он остается в силе. Наша оценка уже учитывает повышение цен из-за утилизационного сбора. Изменения ставок сбора в конечном счете повлияют на стоимость автомобилей к концу года, а это понизит спрос». При этом эксперт не исключает, что изменения не позволят увеличить объемы продаж импортируемых автомобилей.
Еще больше новостей о ценах на автомобили — в Telegram-канале автора статьи Ивана Ананьева.