Миллиарды долга: как и почему дилеры становятся банкротами
Крупная дилерская сеть Genser может уйти с рынка. Финансовые проблемы компании сначала привели к задержкам в поставках оплаченных автомобилей клиентам, а позже Genser начал расторгать контракты с автопроизводителями и закрывать собственные дилерские центры.
Это не первая дилерская сеть, испытывающая финансовые проблемы. В кризис с рынка уходили как крупные холдинги, так и отдельные дилерские компании, запомнившиеся необычной политикой ведения бизнеса.
Одна из крупнейших дилерских компаний имела 45 собственных точек продаж по всей стране на начало текущего года. Серьезные финансовые проблемы у компании начались в прошлом году. По данным издания «Коммерсант», Genser задолжал банкам 12 млрд руб., а на продолжение операционной деятельности компании требуется минимум 1,5 млрд рублей. Новых кредитов компании не дают.
Первые сложности Genser испытал в 2015 г., когда с рынка ушли марки Opel и Chevrolet, составлявшие большую долю оборота компании. Кроме того, Genser вложил более 1 млрд руб. в организацию продаж марки Audi, но успешным этот проект не стал. Продажи автомобилей других марок у Genser заметно сократились.
В прошлом году сотрудничество с Genser прекратила марка Renault. Недавно дилер отказался от работы с брендом Datsun, хотя салоны Nissan по-прежнему функционируют. На днях Ford объявил о прекращении сотрудничества с компанией. По неофициальной информации, также прекращено сотрудничество с Audi.
При этом участники рынка отмечают, что окончание дилерских контрактов происходит по соглашению сторон, а проблемы с клиентскими автомобилями решаются без скандалов.
В отношении одного из старейших московских дилеров Honda в январе была начата процедура банкротства, однако компания отстояла свою правоту в суде и сейчас продолжает работать в обычном режиме.
Процедура была начата по иску ООО «Невада», которому «Аояма» должна 125 млн руб. по кредитному договору. В самой «Аояма» изначально заявляли, что компания в любом случае продолжит деятельность и выполнит все обязательства в полном объеме даже в случае, если суд потребует произвести выплаты в пользу кредитора. Импортер изначально считал требования ООО «Невада» неправомерными, отстаивал свои интересы, и в итоге заявление кредитора было признано необоснованным, а процедура наблюдения отменена. Дело полностью прекращено.
Продажи автомобилей Honda в России резко упали после кризиса и падения курса рубля. Импортер отказался от традиционной модели поставок автомобилей и ввозит машины по заказам дилеров с предоплатой.
Ситуация вокруг «Независимости» стала широко известной после ряда скандалов с задержкой выдачи клиентам оплаченных автомобилей BMW. Покупатели не могли получить оплаченные автомобили, которые физически находились на площадке дилера, а продавец ссылался на отсутствие ПТС. Один из автовладелецев заблокировал главный вход дилерского центра своим пикапом. Другой в компании друзей и юриста провел в салоне несколько часов, угрожая повреждением машин на стоянке.
Первые проблемы у компании начались в 2016 г., когда продажи в салонах «Независимости» упали почти на треть. К концу прошлого года долг компании оценивался в 6 млрд рублей. Официально дилер заявлял о скором решении технических проблем, а эксперты говорили о перекредитованности и банкротстве компании.
В российском офисе BMW корреспонденту Autonews.ru подтвердили, что «Независимость» не перечисляла деньги импортеру, поэтому не получала ПТС на машины. В итоге передача автомобилей BMW дилеру была прекращена, импортер вывез отгруженные машины. В течение месяца также были расторгнуты дилерские контракты с Audi, Volvo и Jaguar Land Rover, а в ноябре прошлого года «Независимость» закрыла автосалоны всех брендов.
В марте прошлого года Арбитражный суд Москвы банкротом компанию «Рус-лан», монобрендового дилера Volkswagen в России. Компания начала работу в 1998 г., ей принадлежало два дилерских центра в Москве и один в Ярославле. В июле 2016 г. «Рус-лан» обратился с иском о собственном банкротстве. Общий долг компании ряду банков составил 1,15 млрд рублей.
Переломным для компании стал кризисный 2015 г., когда на фоне общего падения продаж объемы реализации «Рус-лана» снизились почти в девять раз — за год было реализовано чуть более 400 машин. При этом выручка компании снизилась почти в четыре раза, до 663 млн руб., а чистая прибыль сократилась в 19 раз и не превысила одного миллиона рублей. Продажи легковых автомобилей Volkswagen в России в тот же период упали на 43%.
Сравнительно небольшая компания из Екатеринбурга работала на автомобильном рынке более 20 лет и позиционировала в качестве первого спортивного дилера марки Lada. В октябре прошлого года компания направила в суд ходатайство о признании себя банкротом, хотя еще летом вела активную деятельность. Почти одновременно аналогичный иск о банкротстве подал предприниматель Михаил Жлудов, которому компания задолжала 400 тыс. рублей.
Помимо требования физлица, иски к компании подали еще 25 кредиторов, включая крупные лизинговые компании, хотя они требовали лишь выплаты долгов. Общая сумма требований составила почти 73 млн рублей. В итоге копания решилась на банкротство. Летом был расторгнут дилерский договор с АвтоВАЗом, «Атлантик Лада» прекратила продажу и обслуживание автомобилей, а в здание дилерского центра въехали новые арендаторы.
Претензии к томскому дилеру «Велес-40», который торговал брендами Subaru, Audi, Kia, SsangYong и Hyundai Truck&bus, возникли у банка «Уралсиб». Сумма исковых претензий составила 34,8 млн рублей.
Компания известна тем, что планировала самостоятельно построить в Томской области полноценную дилерскую деревню на участке площадью 15 га, где должны были быть размещены пять салонов площадью 2000 кв м каждый. При этом в компании подчеркивали, что строительство будет финансироваться не из заемных, а из собственных средств. Реализовать проект не удалось по экономическим причинам.
Дилером Kia компания перестала быть еще в 2012 г., в 2014 г. прекратила работу с Audi, а в феврале 2017 г. расторгла соглашение с Subaru. Летом прошлого года было арестовано имущество компаний, связанных с «Велес-40», а также владельцев компании. В отношении «Велес-40» была введена процедура наблюдения.
Один из крупных столичных дилеров Kia, владевший самым большим в Восточной Европе салоном марки, тоже не пережил кризис, хотя корейский бренд был одним из самых устойчивых на рынке. Еще в конце 2015 г. Арбитражный суд начал процедуру банкротства по иску банка «Открытие», которому «Стрим Авто» задолжал более 418 млн рублей. В компании начал работу внешний управляющий.
Тем не менее вплоть до лета 2016 г., когда процедура банкротства была официально завершена, «Стрим Авто» продолжал выполнять функции официального дилера Kia, продавал и обслуживал автомобили. Летом начались сложности с выдачей выкупленных клиентами автомобилей, и через некоторое время автосалоны были закрыты, а импортер вывез автомобили. Сейчас на месте бывших автосалонов «Стрим Авто» работают салоны «Агалат», которые также официально представляют марку Kia.
Холдинг «УралФрансАвто» начал работу в Екатеринбурге в 1999 году. В разные годы торговал автомобилями Peugeot, Citroen, Alfa Romeo, FIAT, Chery и Jeep, но приоритетными для компании были именно французские марки. После 16 лет успешной работы один из крупнейших дилеров региона разорился из-за катастрофического падения продаж французских машин. Процедура банкротства была инициирована банком «ЮниКредит», которому дилер задолжал 290 млн рублей.
В октябре 2015 г. менеджмент компании признал работу с Peugeot и Citroen неперспективной. Из-за кризиса цены на эти машины выросли до 70%, а объемы продаж в 2015 г. в Екатеринбурге упали на 88 и 90% соответственно. В качестве антикризисной меры дилер пытался наладить продажи Land Rover и Jaguar, но и этот проект не помог.
Еще до начала кризиса, в апреле 2014 г., арбитражный суд признал банкротом питерскую компанию «РРТ-моторс», продававшую Opel, Chevrolet и Cadillac. В решении суда фигурировали долги на сумму 2,4 млн руб., однако в базе исполнительных производств содержалось более 150 исполнительных производств в отношении этой компании. Основной кредитор банк ВТБ оценивал ущерб в размере 2 млрд рублей.
Судя по всему, посредством банкротства владельцы холдинга реструктурировали убыточный бизнес. Сейчас в целом ряде городов действует сеть дилерских центров «Объединенной Автомобильной Корпорации — РРТ» с теми же владельцами. В портфеле — марки Nissan, Subaru, Datsun, Cadillac и Chevrolet, а на официальном сайте компания заявляет о чистой прибыли по итогам 2017 г. в размере 578 млн рублей.
Еще больше информации об официальных дилерах и ценах на автомобили — в Telegram-канале автора статьи Ивана Ананьева.