Локализация, экспорт и льготы: что будет с российским автопромом
Дмитрий Медведев провел совещание с министрами и чиновниками, где обсуждалась стратегия развития российской автопромышленности до 2025 года. Премьер добавил, что спад в автопроме, произошедший в результате экономического кризиса, удалось, наконец, преодолеть, что не в последнюю очередь произошло благодаря поддержке государства. «По итогам года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше, причем рост наблюдается по всем сегментам от легковых автомобилей до автобусов», — отметил Медведев.
Проект Стратегии — это 70-страничный документ, который описывает задачи отрасли на ближайшие годы и методы достижения обозначенных целей. Согласно проекту, к 2025 г. в стране будет существенно увеличена доля местных производителей, расширятся программы экспорта автомобилей и запчастей, начнется выпуск высокотехнологичных компонентов, появится инфраструктура для электромобилей и «умных» технологий.
По оценкам Минэкономразвития и Росстата, восстановление рынка легковых машин к докризисным показателям будет идти медленно и исключительно за счет роста доли локального производства при сохранении прежнего уровня импорта. Базовый сценарий рассчитывает на 1,6 млн проданных автомобилей в 2020 г., а к 2025 г. в стране будет продаваться 2,2 млн машин, из которых минимум 1,9 млн будут изготовлены на территории России. При более оптимистичном развитии событий к 2025 г. объем рынка составит 2,5 млн машин, что все равно меньше рекордного 2012 г., когда было продано 2,8 млн штук.
В самый тяжелый период 2014-2016 гг. на госпрограммы обновления парка, льготного кредитования, автолизинга и закупки техники за счет бюджета было потрачено 113 млрд рублей. Стратегия предусматривает сохранение объемов господдержки на уровне 2017 г. на весь период, однако к 2020 г. государство прекратит поддерживать сам рынок и направит субсидии только на создание новых продуктов, в том числе электромобилей, систем автономного вождения, газомоторной техники, а также организацию инфраструктуры для их обслуживания. Поддержка внутреннего спроса, отмечается в документе, в нынешней ситуации не окажет существенного воздействия на рынок.
Уже сегодня автомобили локального производства занимают большую часть рынка новых автомобилей, а к 2025 г. их доля должна достигнуть 80–85%. Сегодня доля локализованных моделей превышает 60%, и это только автомобили с уровнем локализации не менее 50%. При этом отмечается, что простые сборочные производства сильно зависят от импорта и не помогают развитию отрасли, поскольку не дают возможности развивать новые технологии. Поэтому государство намерено увеличить степень локализации и развивать местное производство компонентов.
Средний уровень локализации к 2025 г. будет увеличен с нынешних 35-50% до 70–75%, что позволит лучше защититься от инфляционных процессов и скачков курсов валют, а также сделает более выгодным экспорт автокомпонентов.
Авторы Стратегии отмечают, что степень концентрации производства, то есть объемов выпуска на одну платформу, является критически важной для устойчивости всей отрасли. В России этот показатель в разы ниже, чем в развивающихся странах вроде Индии и Мексики, и многократно ниже, чем в развитых странах. Нынешние объемы выпуска в России зачастую недостаточны для организации безубыточного производства, поэтому государство выступает не только за увеличение локализации, но и за рост производства соплатформенных моделей.
В документе содержится расчет, согласно которому безубыточный выпуск достигается на уровне не менее 100-150 тыс. автомобилей на одну платформу в год. А вот для местных автопроизводителей со своими собственными платформами безубыточным является объем не менее 370-500 тыс. автомобилей в год, поскольку в этом случае учитываются затраты на разработку собственного продукта. Поэтому к 2025 г. в России будет 6–8 новых платформ, на каждой из которых будет выпускаться по 200 тыс. легковых автомобилей, причем со значительной долей российского инжиниринга.
Увеличение объемов экспорта — одна из главных статей Стратегии. К 2025 г. от 12 до 14% автомобилей российского производства должны продаваться за границей, то же касается и автокомпонентов. Сейчас основными внешними рынками являются страны СНГ, на которые приходится до половины экспорта в денежном выражении и до 65% — в натуральном. Рост зарубежных поставок возможен только в страны дальнего зарубежья, и в качестве приоритетных для российских марок Стратегия называет рынки Ближнего Востока, Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Помимо исконно российских предприятий, экспорт должны начать и сборочные производства иностранных марок, причем в этом случае государству интересны рынки Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы, а также отдельные страны Африки. Наконец, компоненты можно будет поставлять почти во все страны, обладающие крупными сборочными производствами.
К 2025 г. объем экспорта автомобилей должен достигнуть 240 тыс. машин на сумму около 3,3 млрд. долларов плюс автокомпоненты на 1,6 млрд. долларов. В более оптимистичном вариант общие объемы экспорта могут достигнуть 7,8 млрд. долларов и 400 тыс. автомобилей в год.
Стратегия предусматривает два сценария развития рынка электрокаров в России. Согласно первому, отставание от мировых трендов в ближайшие годы составит 4-5 лет, а доля электромобилей на рынке к 2020 г. достигнет 1–1,5%, что составляет 15–25 тыс. машин. В следующие пять лет благодаря снижению стоимости батарей начнутся продажи в массовом сегменте, что позволит достичь доли 4-5% (85–100 тыс. автомобилей). В пессимистичном сценарии доля электромобилей не превысит 4%.
Для стимулирования рынка государство предложит меры поддержки: бесплатную парковку, доступ на автобусные полосы, налоговые льготы, бесплатную зарядку, скидки на ОСАГО, скидки на платных дорогах. Одновременно льготы получат производители компонентов электромобилей, которые смогут организовать в России производство элементов питания и батарейных блоков.
Наконец, будет простимулировано строительство зарядных станций: девелоперов обяжут оснащать зарядками новые объекты строительства, будет принят упрощенный порядок документооборота, а операторы зарядных станций смогут оформить концессию с госкомпаниями, получить налоговые льготы и скидки на электроэнергию.
Телематические системы будут внедряться в страховые области, на рынки пассажирских и грузовых перевозок, устанавливаться на технику ЖКХ и машины аварийных служб. Телематика позволит использовать транспорт на 25–50% эффективнее, снизит количество ДТП до 60%. Уже в нынешнем году в законодательстве появится понятие автомобиля с интеллектуальной системой, а в 2019 г. будет утвержден перечень необходимых технологий дорожного строительства.
Как и в случае с электромобилями, отставание прогнозируется на 4-5 лет, и к 2025 г. в России доля машин с частичной автономностью может достигнуть 1–2% (20–40 тыс. автомобилей в год). К 2030 г. доля увеличится до 10%. Впрочем, о полностью автономных машинах речь пока не идет — документ предполагает, что беспилотники третьего уровня массово появятся в России не раньше 2035 г., когда будет хотя бы отчасти готова дорожная инфраструктура.