«Реконструкция пробила транспортное дно». Что не так с Москвой
После реконструкции центра Москвы заторы на дорогах столицы начинаются с 7 часов утра, а загруженность дорог даже местами увеличилась. К такому выводу пришел «Яндекс», который опубликовал подробное исследование дорожно-транспортной ситуации в мегаполисе. При этом эксперты, опрошенные корреспондентом Autonews.ru, не считают ситуацию неожиданной и прогнозируют дальнейшие перемены.
Одно из главных изменений по сравнению с прошлыми годами касается улиц внутри Садового кольца. Здесь за год скорость движения упала на 16% утром и на 8% вечером, а за три года — на 24% и 7% соответственно.
Координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что временное улучшение ситуации в прошлые года связано с экономическим кризисом, когда количество рабочих мест в центре столицы сократилось. Кроме того, Шкуматов напомнил, что на локальные улучшения трафика повлияла политика мэрии по сносу палаток и мелких заведений: «Разгром мелкой торговли и плохо выглядящих торговых павильонов сказался не только на количестве рабочих мест. Именно мелкий бизнес является генератором большого трафика, потому что ему все время нужно что-то подвозить и увозить».
Между ТТК и Садовым, по данным «Яндекса», также отмечается ухудшение в среднем на 6% с шести до одиннадцати вечера. Однако в вечерний час пик с 17 до 20 часов скорость потоков, напротив, выросла на 20% даже по сравнению с результатами далекого 2013 года. Но вот в период между утренним часом пик и серединой дня с 10 до 13 часов скорость снизилась в среднем на 4%.
Общее ухудшение ситуации в центре Шкуматов связал с результатами работы программы «Моя улица». Расширение тротуаров за счет полос движения фактически заблокировало трафик, заверил он: «Реконструкция пробила транспортное дно, на текущий момент движение в центре отсутствует. На автомобиле здесь ездить практически невозможно, и все стараются объезжать центральную часть, из-за чего встали уже и кольца. Передавливание в одном месте сразу вызывает проблемы в другом».
Перераспределением потоков объяснил ухудшение трафика в центре и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Однако он считает, что в целом центр стал привлекательнее для автомобилистов, чем раньше. «В центре везде платная парковка. Город сократил число желающих приехать и оставить автомобиль на 8 часов. Как только тут стало легче ехать, народ через центр поехал транзитом, потому что это стало удобнее, чем пробираться огородами», — уточнил Блинкин.
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский вообще не согласен с тезисом об ухудшении трафика в центре. «Заметного ухудшения не произошло. Есть узлы, которые получились удачно, есть те, что не очень, и их можно доработать. Но в целом направление работы выбрано правильное, потому что мы получаем город европейского типа, в котором хочется жить», — парировал Шумский.
Эксперт добавил, что сейчас есть некоторое ухудшение, и призывает подождать, когда автомобилисты адаптируются к новым схемам движения. «Да, местами автомобилистов пришлось поджать, чтобы организовать инфраструктуру для пешеходов, велодорожки, полосы общественного транспорта. Получились новые схемы движения, они еще будут оптимизироваться, улучшаться. В целом надо будет смотреть весной», — спрогнозировал он.
Шумский считает, что на перестройку у водителей уходит до полугода — именно за это время могут естественным образом рассасываться некоторые заторы.
Задачи ускорить трафик в центре никто и не ставил, подтверждает Блинкин: «Была задача сделать более комфортную среду для пешеходов и общественного транспорта, она достигнута. Никто не обещал сделать лучше для автомобилей». При этом эксперт соглашается, что некоторые решения действительно усложнили транспортную ситуацию. «Самый простой пример — съезд с Садового на Ленинский через удаленный разворот или сложную схему у проезда Апакова. Есть и другие неоптимальные решения, ошибки. Эти вещи можно исправить», — рассказал он.
Приоритет, безусловно, был для людей, соглашается Шумский, и интересы автомобилистов ущемлялись сознательно. «Ежемоментно в городе двигается не более 100 тыс. машин. Если мы это количество уменьшим, то 20-30 тыс. водителей просто поедут на общественном транспорте, а вот с точки зрения города, который освободится от машин, это будет принципиальная разница», — предположил руководитель экспертного центра Probok.net.
Если в центре статистика демонстрирует замедление трафика, то ситуация на удаленных от центра улицах по сравнению с прошлым годом изменилась в другую сторону. В утренний час пик с 8 до 10 часов, утверждает «Яндекс», средняя скорость движения выросла на 4%, в середине дня магистрали едут на 3-4% медленнее, а в вечерний час пик с 17 до 20 часов примерно так же, как раньше. Загруженность МКАД после ряда реконструкций уменьшилась в утренний и ночной периоды времени с 22 до 9 часов, а днем по кольцу стало ездить немного сложнее.
Локальные улучшения на окраинах Блинкин объясняет оптимизацией сложных мест и более грамотной организацией движения. Ускорение вылетных магистралей Шумский связывает еще и с тем, что реконструкция впервые проводилась комплексно: «Была внедрена комплексная схема, когда рассматривается не один проблемный узел дороги в отдельности, а большой участок дороги в комплексе», — объяснил он.
Однако дальнейшее строительство дорог город не спасет, предупредил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, поскольку парк автомобилей растет гораздо быстрее темпов строительства. «Чтобы улучшить процентов на 5 ситуацию с балансом асфальта и машин, нужно новый МКАД построить, миллионы квадратных метров асфальта. Эти объемы город никогда не сможет освоить. Парк машин растет по 10% в год, пусть даже по 5% в кризис, но это все-равно несопоставимые темпы», — объяснил Блинкин.
Петр Шкуматов не видит никаких улучшений и перспектив отказа от личных автомобилей. Эксперт винит в ситуации градостроительную политику. «Безумные бетонные человейники строятся там, куда доехать на транспорте невозможно. Люди будут ездить на автомобиле, потому что иначе нельзя. У нас автомобиль является не средством передвижения, а средством выживания. Средством борьбы с климатом, с плохим общественным транспортом», — считает Шкуматов.
По словам Блинкина, никакие дорожные работы уже не смогут кардинально изменить транспортную ситуацию в городе. «Скорость выросла или упала на столько-то процентов — все это происходит в пределах малых колебаний фундаментальных величин. Фундаментальные — это соотношение асфальта и количества автомобилей, и в Москве оно одно из самых плохих в мире. Все эти улучшения дорожной сети, развязок на МКАД и вылетных магистралей баланс почти не меняют. На один автомобиль приходится мизерное количество асфальта», — пояснил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.
Полностью избавить город, или хотя бы его центр от пробок, считает Блинкин, можно только радикальными методами, но к ним город не готов. Того же мнения придерживается Шумский: «Вопрос полной разгрузки центра решается только одним — путем платного въезда. Но Москва к такому не готова, потому что это очень социальная тема».