«Автомобильный мир помешался на кроссоверах»
Датчанин Стефан Расмуссен и француз Aлександр Гомье известны по концепт-кару Lexus UX — одной из самых ярких и необычных новинок Парижского автосалона. Автомобиль с «кинетическими» сиденьями со стяжками из паучьего шелка, распашными задними дверьми, голографическими дисплеями был призван дать представление об идеальном роскошном кроссовере будущего.
Недавно Расмуссен и Гомье посетили Москву, чтобы принять участие в церемонии награждения победителей конкурса Lexus Design Award 2018 Russia Top Choice. Датчанин и француз высоко оценили работы финалистов соревнования, победителем которого стали две девушки из Санкт-Петербурга, разработавшие инновационную кухонную разделочную доску для людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, корреспонденту Autonews.ru удалось ненадолго отвлечь дизайнеров от конкурса и поговорить об автомобилях.
— С чего началась ваша карьера в автомобильной индустрии? Расскажите о первых проектах?
— Стефан Расмуссен: В 19 лет я приехал из Дании в Париж, где начал свое высшее образование, а затем я отправился в Германию и поступил в школу, специализирующуюся на автомобильном дизайне. После семи лет обучения я пришел работать в компанию Toyota, где принял участие в разработке дизайна гибридной модели Prius нового поколения. Наверно, как и для любого дизайнера, первый проект запомнится мне на всю жизнь.
— Александр Гомье: После того, как я закончил учебу в Париже, пришел в компанию Nissan, где набирался опыта в течение пяти лет. После этого я оказался в компании Toyota — там моим первым проектом стал кроссовер CH-R для европейского рынка. Я слышал, что, к сожалению, до России она пока так и не добралась.
— А над чем вы трудитесь сейчас?
— Стефан Расмуссен: Сейчас мы работаем над новым проектом компании Lexus — это автомобиль следующего поколения. При этом в его базовой концепции мы собираемся сохранить тенденции сегодняшнего дня, чтобы повторить успех нашего нынешнего смелого дизайна. Мы надеемся попытаться переосмыслить его и в то же время подытожить то, чего мы разработали на сегодняшний день. Это сейчас первостепенная и самая сложная задача для нас.
— Сейчас автоиндустрия планомерно движется по направлению к электрификации и беспилотному управлению. Какое влияние, по вашему мнению, беспилотные и «зеленые» технологии могут оказать на дальнейшее развитие автомобильного дизайна?
— Александр Гомье: На самом деле говорить об электрификации линейки бренда Lexus пока достаточно рано. Так же, как и о беспилотных системах. Наша компания всегда выпускала автомобили со спортивным уклоном. Посему мы пока надеемся сохранить наследие традиционных автомобилей и при создании машин следующего поколения помнить о том, что Lexus — это, прежде всего, автомобиль для водителя.
— Стефан Расмуссен: Я бы хотел добавить, что Lexus по-прежнему очень молодой бренд, фирменный дизайн, которой до сих пор находится на стадии формирования. Таким образом, нам будет легче создавать внешность для автомобилей будущего, нежели гораздо более старшим компаниям. На данный момент прослеживается тенденция, что компаниям с многолетней историей приходится создавать суббренды для машин с принципиально новыми силовыми установками, чтобы не нарушать собственные традиции. Даже когда придет полная электрификация машин и автоматизация управления, то для дизайна «Лексуса» это будет еще одна возможность дальнейшей эволюции. И никто не сможет нас обвинить в том, что мы отступились от наших традиций и ценностей.
— Несмотря на глобализацию, вкусы на внешность автомобилей в разных частях света довольно существенно разнятся. Скажем, то, на чем люди ездят в США, значительно отличается от, например, традиционных японских машин. Как создать такой автомобиль, который нравился бы всем? В чем секрет?
— Стефан Расмуссен: Очень хороший и сложный вопрос для автомобильного дизайнера. Когда мы с Алексом впервые приехали в Россию, то сразу отметили, насколько сильно местный автопарк отличается от того, что мы видим во Франции. И я надеюсь, что в будущем мы будем создавать разные машины для разных регионов.
Я по-прежнему уверен, что разнообразие мира — это двигатель его развития. То же самое и с автомобильным дизайном, красота которого заключается в разнонаправленности. Если у нас будет всего один ответ на разные вопросы, то тогда на свете останется только один бренд, и тогда будущее будет очень скучным. А я уверен, что оно не такое.
— Александр Гомье: Я полагаю, что для универсального автомобильного дизайна необходимо придумать какую-то простую, но привлекательную основу, из которой уже можно было бы лепить разные автомобили для разных рынков. Но хочу сказать, что мне не очень по душе подобный подход к делу.
— Тем не менее, существуют ли в нынешнем автомобильном дизайне наиболее популярные тренды, которые стремятся использовать в своих новых машинах если не все, то многие автопроизводители?
— Стефан Расмуссен: На данный момент многие компании не просто стараются идти нога в ногу со временем. Пожалуй, нынешний основной тренд — создавать автомобили, про которые люди могут с уверенностью сказать, что они из будущего, а не из прошлого. Все стараются все активнее внедрять компьютерные технологии и создавать умный пользовательский интерфейс.
Плюс ко всему, автомобильный мир сейчас буквально помешался на кроссоверах, хотя уже с уверенностью можно сказать, что теперь мода на такие машины уже не просто тренд, а нечто большее. Автомобили класса SUV для многих уже стали традицией. Посмотрите на Lexus: компания начинала c больших седанов, а теперь ее целевой продукт — кроссоверы вроде моделей RX и NX.
— Действительно, сейчас просто поразительная мода компактные кроссоверы, в том числе, и в России. А, скажем, Lexus NX занимает лидирующие позиции в премиум-сегменте. В каком направлении будет развиваться дизайн этих автомобилей в дальнейшем?
— Александр Гомье: До недавнего времени большинство премиальных производителей делали свои кроссоверы в консервативном стиле. Выпустив модель NX с смелым дизайном, Lexus нарушил все основные правила и именно поэтому он так понравился публике. Я думаю, что многие компании теперь попытаются развить данное направление, а нам снова придется придумать что-то другое и новое.
— Стефан Расмуссен: Очень важно, чтобы автомобили различались не только по размерам и не выглядели словно младшие и старшие братья — вне зависимости от того, вседорожник это, спорткар или лимузин. Что касается конкретно автомобилей класса SUV, то никогда нельзя забывать, что это далеко не просто «высокий хэтчбек».
— Мы сейчас говорили об автомобилях будущего, но хотелось бы напоследок вернуться в прошлое. Можете назвать ваш любимый автомобиль Lexus из уже выпущенных?
— Стефан Расмуссен: Большинство сейчас сходится во мнении, что купе LC — самый красивый Lexus всех времен. Однако лично я уверен, что наиболее выдающийся автомобиль компании — это суперкар LFA, обладающий просто невероятным очарованием. Эта модель продемонстрировала не только наши достижения в дизайне, но и показала выдающиеся инженерные возможности компании. Lexus LFA по-прежнему является путеводной звездой для компании, за которой надо следовать.
— Александр Гомье: Я бы особенно выделил модель IS второго поколения, ставшую серьезным соперником небольшим премиальным седанам немецких компаний. Это очень красивый автомобиль, после первого взгляда на который сразу хочется стать его обладателем. Именно такие машины мы и стремимся создавать.