Искусственный интеллект российского беспилотника сравнили с человеческим
Российская компания Cognitive Technologies, занимающаяся разработкой программного обеспечения для грузовика «КамАЗ» с автоматическим управлением, провела новое исследование. В его рамках сравнили возможности искусственного интеллекта беспилотника (ИИ) с естественным интеллектом человека (ЕИ). Эксперимент был призван определить, насколько лучше компьютер способен справляться с пониманием тех или иных дорожных ситуаций по сравнению с человеком, или наоборот.
Для участия в эксперименте выбрали 17 добровольцев, которых отобрали среди учащихся московских ВУЗов. Тесты по оценке качества и скорости восприятия дорожных знаков, других участников движения и пешеходов проводились на общественных дорогах в Москве и Подмосковье.
При этом ряд испытаний провели при плохих погодных условиях — в дождь и с недостатком освещения. Кроме того, были проведены тесты при переходе из света в тень и во время ослепления солнцем. Всего было предусмотрено 27 различных маршрутов в населенных пунктах на скорости 50-60 км в час. На каждом отрезке волонтерам для распознавания давалось 30-35 объектов.
«В машину, помимо водителя и инженера-оператора садился испытуемый, который в соответствие с заданием, озвучивал те или иные объекты дорожной сцены, замеченные им во время движения и человек, который фиксировал его ответы. Параллельно велась запись результатов распознавания ИИ той же линейки объектов», — пояснил руководитель департамента беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.
По итогам части испытаний, которые провели при хороших условиях, искусственный интеллект и человеческий показали практически одинаковые результаты. Так, у ИИ и ЕИ точность распознавания дорожных знаков превысила 99%. При это ИИ продемонстрировал лучшие результаты при распознавании частично закрытых объектов. В более сложных ситуациях, когда знаки и другие объекты были заслонены ветками или припаркованными автомобилями, компьютер реагировал «на мгновение» быстрее, нежели человек.
Кроме того, эксперты отметили, что в дождь скорость реакции на дорожные знаки у ИИ лучше, чем у людей — 98,3% против 97%. Плюс ко всему, искусственный интеллект примерно на 0,5% быстрее человека распознает другие автомобили (примерно 98%).
При этом естественный разум оказался немного лучше искусственного в ситуациях, когда необходимо было распознать человека в сложных условиях, например, ночью или в дождь (99,2% против 98%). Как отметили эксперты, это объясняется тем, что человек — очень сложный объект для распознавания, «не имеющий постоянной формы». Наконец, ИИ победил ЕИ в пограничных ситуациях при переходе из света в тень или во время ослепления, так как человеку в такие моменты требуется какое-то время на адаптацию.
Подводя итоги эксперимента, специалисты Cognitive Technologies отметили, что ИИ приближается к ЕИ по своим возможностям, а также демонстрирует преимущество при возникновении сложных дорожных ситуаций и погодных условий. Эксперты выразили уверенность, что со временем программное обеспечение значительно улучшиться и преимущество компьютера беспилотника перед человеком станет очевидным, «как это было в шахматах».