Нет знака? Будет штраф! Почему возник дефицит наклеек «Шипы»
В начавшемся сезоне автомобилисты столкнулись с необычной проблемой: из магазинов исчезли треугольные знаки «Шипы», которые водители должны приклеивать на заднее стекло машины при использовании шипованной резины. Производители говорят, что в этом году спрос на знаки особенно велик, а общественники утверждают, что можно обойтись и без покупки.
Обязанность иметь на машине знак «Шипы» в красном треугольнике при использовании шипованных шин законодательство требовало и раньше, однако наказания за неисполнение не было. Ситуация изменилась в марте, когда было принято постановление правительства № 333, дополнившее перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Нововведение приравняло отсутствие знака к таким неисправностям, то есть ввело наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Чиновники до сих пор считают, что размещенный на автомобиле знак «Шипы» несет сразу две предупредительных функции: указывает автомобилистам сзади на более короткий тормозной путь, а также информирует их о возможности вылета шипов. Общественник и координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов полагает, что знак «Шипы» давно стал анахронизмом, поскольку в современных шинах шипы вылетают редко, а тормозные свойства автомобиля зависят о множества факторов, и принципиального преимущества шипы не дают.
«Знак не влияет на аварийность. Тормозные пути современных машин сократились, хорошо работают электронные системы, и достаточно просто соблюдать нормальную дистанцию с учетом погодных условий. А уж сколько тестов проводилось на тему, что лучше «шиповка» или «липучка», и в каких условиях, и ни один из них не дал однозначного ответа», — заметил Шкуматов.
С началом зимнего сезона в магазинах начался дефицит наклеек, а водители, не успевшие обзавестись наклейками или знаками, стали получать протоколы. Штрафы выписывают даже тем, у кого есть знак, но сделанный не по ГОСТу. Законодательство требует, чтобы знак «Шипы» имел стороны длиной не менее 20 см и кайму шириной не менее 2 сантиметров. Все остальные знаки не являются легитимными.
Корреспондент Autonews.ru, проехав по магазинам нескольких АЗС, действительно не нашел в продаже знаков-наклеек. Аналогичная ситуация наблюдается и в специализированных магазинах автозапчастей. По телефону информационной линии сетевого магазина «Русь» на вопрос корреспондента о наличии знаков ответили: «Нет, к сожалению, вообще ни в каком магазине не осталось». Однако при личном визите в один из магазинов сети наклейки «Шипы» обнаружились прямо на кассе — судя по всему, их только что подвезли.
В воронежской типографии «Цифро-Граф», которая изготавливает знаки и наклейки на автомобильную тематику, рассказали, что объем заказов с наступлением сезона увеличился очень сильно. «Запрос на знаки «Шипы» сейчас бешеный, знаков всем не хватает», — сказал представитель компании. Он пояснил, что спрос на эти знаки начал расти уже с апреля, однако сейчас ситуация стала просто авральной: «Рост спроса отмечается каждый сезон, но раньше такого аврала не было. Всем срочно потребовались знаки».
При этом цены на знаки не изменились, пояснил представитель типографии, однако тиражи выросли. Стоимость знака «Шипы» зависит от объема партии и начинается от 9 руб. при покупке более 10 тыс. штук до 20 руб. за штуку при партии больше 100 экземпляров. При этом розничная цена такой наклейки в магазинах составляет 50-80 рублей. Стоимость знаков на присосках в рознице достигает 200 руб., поэтому они пользуются минимальным спросом, уточнили в типографии.
Также в портфолио воронежской типографии есть знаки уменьшенного размера 15х15х15 см, однако их берут мало, пояснил представитель компании: «Наклейки не по ГОСТу сейчас никто не берет, они не нужны никому».
Решить вопрос с установкой знака очень просто даже в условиях дефицита, поясняет координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «В интернете размещен векторный макет знака в нужных пропорциях. Достаточно распечатать его на листе А4 на цветном принтере, вырезать и приклеить изнутри скотчем. Стоимость распечатки не превышает восьми рублей, и сделать это можно в любом фотоателье», — рассказал он. Вместо борьбы с системой общественник предлагает выполнить закон и не спорить с представителями ГИБДД.
Пользователи соцсетей относятся к нововведению скорее скептически, но знак по большей части ставят. Например, Dimaizer возмущается однобокостью требования: «Почему никто не вешает знак «ABS», «Японские шины», «Тормоза Xrace»? Все это же тоже влияет на тормозной путь. Вообще у машин разных марок разный тормозной путь, может сразу наклейку с длиной тормозного пути клеить будем?»
Пользователь LedAlekVal в свою очередь ищет пути обхода закона: «Знаете, что происходит, когда я вижу зимой впереди себя машину со знаком «Шипы»? Ничего! Себе купил этот знак и разработал стратегию: останавливает сотрудник, клею на грязное заднее стекло просто тупо посредине как получится, хоть вверх ногами. Можно ехать дальше? Да! Отъезжаю и сдираю знак, благо стекло пыльное или грязное».
Некоторые пользователи жалуются, что знак, выполненный по ГОСТу, закрывает существенный сектор обзора, что прямо влияет на безопасность движения. А Smithy1208 утверждает, что даже обращался к инспектору на дороге: «Сегодня обратился к сотруднику ДПС с этим вопросом. Он сказал, что знак «Шипы» — архаизм. При ДТП виноват тот, кто не соблюдал дистанцию».