Статьи, 31 окт 2017, 11:31

«Камера – лучший контролер»: что изменилось в ПДД и как с этим жить

С сегодняшнего дня в России вводится «вафельная» разметка перекрестков, а преимущество на круговом движении получают машины, едущие по кругу. Разбираемся, что еще нужно знать о главных дорожных нововведения осени
Читать в полной версии
Фото: Mos.ru, Яндекс, ГБУ «Автомобильные дороги»

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал два постановления, вносящие изменения в правила дорожного движения. Оба они касаются правил проезда перекрестков — первое регламентирует очередность движения на перекрестках с круговым движением, второе вводит так называемую вафельную разметку, которая обозначает запретную зону перекрестков.

«Я подписал два постановления, которые вносят существенные изменения в правила дорожного движения. Первое призвано навести порядок на наиболее проблемных участках — на перекрестках с пересекающими транспортными потоками, на которых часто возникают заторы, и далеко не всегда из-за сложного трафика, а просто из-за проблем, связанных с недостаточной культурой вождения», — отметил премьер-министр.

Изменение очередности проезда круговых перекрестков описано в постановлении правительства № 1300 от 20 октября 2017 года. С сегодняшнего дня очередность проезда кругового движения определяется не правилом правой руки, а четкими указаниями ПДД: преимущество имеют машины, находящиеся на круге, если знаки не устанавливают иной порядок движения.

Инициатором этих изменений стал первый заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов, отвечающий в России за вопросы безопасности дорожного движения. Чиновник неоднократно отмечал, что во всем мире более эффективным считается порядок, при котором круговая дорога является главной, поскольку в таком случае круг быстрее очищается от машин и не становится причиной пробки.

Постановлением правительства из пункта 13.9 ПДД, который регламентирует правила проезда нерегулируемых перекрестков, исключается абзац о преимуществе автомобилей, двигающихся по кругу в случае, если круговая дорога обозначена знаками в качестве главной. По действовавшим ранее правилам, находящийся на перекрестке водитель пользовался преимуществом только при наличии знака «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Этот абзац был внесен в 2010 г., фактически дублировал другие пункты Правил и создавал еще больше путаницы на дорогах.

Теперь же круговое движение в ПДД упоминается только в пункте 13.11, который дополнен абзацем о преимуществе автомобилей, находящихся на круге: «При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

Стоит иметь в виду, что российский КоАП не содержит прямого штрафа за непредоставление преимущества другому автомобилю — пункты 12.17 и 12.18 кодекса описывают наказания в случае маршрутного транспорта, спецтранспорта и пешеходов. Однако наказать водителя можно в соответствии с пунктом 12.15 за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки на 500 рублей. Кроме того, при ДТП виноватым признают именно того, кто нарушил требования ПДД.

Так называемая вафельная разметка — прямоугольник с пересекающимися линиями желтого цвета — вводится другим постановлением правительства № 1276 от 20 октября 2017 года. Она имеет номер 1.26 и обозначает зону перекрестка, на которую запрещается выезжать, если образовавшийся затор вынудить водителя остановить машину на разметке, создав препятствие для других транспортных средств. Кроме того, вводится знак 1.35 «Участок перекрестка», который устанавливается перед перекрестком с «вафельной» разметкой на границе самого перекрестка, либо в пределах 30 метров до него. Согласно нововведениям, разметка может применяться как самостоятельно, так и совместно с дорожным знаком.

Впервые «вафельная» разметка появилась в Москве год назад в порядке эксперимента, который проходил на нескольких столичных перекрестках с высоким уровнем аварийности. Главными идеологами эксперимента стали эксперты центра по борьбе с пробками Probok.net, которые заручились поддержкой ЦОДД и вице-премьера Игоря Шувалова. За соблюдением разметки следили камеры Центра организации дорожного движения, фиксировавшие нарушения.

Год назад в российских законах не было разметки такого типа, но руководитель Probok.net Александр Шумский противоречий не находил. «Штрафуют не за разметку. Штрафуют за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора, что является прямым нарушением ПДД. Разметка лишь показывает автомобилистам границы перекрестка, которые нельзя нарушать. Такую разметку давно используют в зарубежных городах, и позитивный эффект от нее очевиден», — объяснил эксперт корреспонденту Autonews.ru.

Наказание за выезд на забитый перекресток предусмотрено статьей 12.13. ч.1 КоАП РФ и составляет 1 тыс. рублей. Столичные камеры видеофиксации выписывают штрафы нарушителям с момента начала эксперимента. «Это целый технический комплекс: камеры подключены к системе управления светофорами, и включаются только когда зажигается красный свет», — рассказал руководитель Probok.net и добавил, что если автомобиль останется на перекрестке после того, как включится красный, его владелец получит штраф.

Новая разметка и контролирующие камеры должны решить проблему закупоривания перекрестков, когда перпендикулярные потоки транспорта блокируют друг друга. Лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что наводить порядок на перекрестках нужно обязательно: «Нашим автомобилистам требуется сдерживающий фактор. Камеры, которые фиксируют все без исключения нарушения — лучший способ контроля трафика. Каждый, кто выезжает на перекресток на красный свет или пытается проскочить в последнюю секунду, а потом стоит и мешает проехать другим, должен быть наказан».